Аккредитация
02.02.2007 11:52


Аккредитация является одним из важнейших инструментов повышения качества образовательных услуг. В настоящее время в мире аккредитация является наиболее распространенной моделью обеспечения качества в высшем образовании. Обеспечение качества определяет содержание высшего образования в целом и служит как интересам представителей высшего образования, так и страны в целом.

Аккредитация - процедура оценивания государственными или негосударственными органами качества учреждений высшего образования в целом или профессиональной образовательной программы для признания соответствия определенным минимальным критериям или стандартам.

В результате этого решения обычно присуждается статус (решение: да или нет), признание и иногда лицензия для работы на определенный срок.

В мировой образовательной практике имеет место следующая классификация аккредитации:

  1. по структуре:
    • институциональная аккредитация - аккредитация учреждения в целом;
    • специализированная аккредитация - аккредитация образовательных программ;
  2. по субъекту:
    • государственная аккредитация - аккредитация государственными органами управления образованием;
    • общественная аккредитация - аккредитация общественными органами, организациями, ассоциациями.
  3. по территориальному признаку:
    • национальная аккредитация - аккредитация учреждений в рамках страны;
    • международная аккредитация - аккредитация образовательной профессиональной программы известным аккредитационным агентством другой страны, институциональная аккредитация учреждения, как правило, не проводится.

Аккредитация образовательных учреждений выполняет следующие цели:

  • оценку качества;
  • повышение качества.

Главная цель аккредитации - определение эффективности конкретного образовательного учреждения или его программ в рамках его миссии.

В дополнение к обеспечению качества организаций образования посредством аккредитации используют рейтинг вузов, аудит, индикаторы деятельности учреждения и тестирование обучающихся.

Мотова Г.Н. определяет следующим образом цели формирования системы аккредитации:

  • гарантия качества как условие реализации внутренних для страны задач, как правило, связанная с необходимостью удержания качественного уровня образования, введения единых минимально достаточных требований для обеспечения соответствия социальным нормам в сфере образования;
  • признание качества как необходимость решения внешних задач: демонстрации качества образования, признания его на международном уровне как конкурентоспособного и привлекательного для зарубежных студентов, повышения их мобильности;
  • управление качеством как условие развития системы образования, переход на новый качественный уровень при решении внутренних и внешних задач.

Американская система аккредитации. В Соединенных Штатах к концу XIX века в условиях не только децентрализации управления высшей школой, но и отсутствия серьезных ограничений со стороны штатов для создания учебных заведений, хаос в системе образования принял такие размеры, что появилась настоятельная необходимость в её упорядочении. Идея необходимости введения аккредитации принадлежала высшим учебным заведениям страны. По инициативе ведущих университетов и колледжей в 80-90-х-годах девятнадцатого века в США было создано шесть региональных добровольных объединений учебных заведений, членство в которых обуславливалось наличием определенных стандартов.

В настоящее время главным органом является Совет по аккредитации высшего образования (СНЕА), основной целью которого является обеспечение стандарта качества в высшем образовании, гарантирование качества высшего образования для общественных, государственных организаций, агентств и работодателей, информирование студентов и их родителей.

Особенностью американской системы аккредитации является добровольный и общественный характер, означающий, что ни федеральное правительство, ни правительство штатов не регулируют систему аккредитации. Хотя департамент (министерство) образования США осуществляет косвенное регулирование управления вузами через финансовые рычаги, например, только аккредитованные организации образования могут получить финансовую помощь Федерального правительства и штата для различных учебных и научных программ или финансовая помощь студентам со стороны правительства представляется только для тех, кто обучается в аккредитованных вузах. Совет по аккредитации высшего образования США (СНЕА) считает, что успехи и лидерство американских университетов на международной образовательной арене непосредственно связаны с системой аккредитации, которая направлена на усовершенствование академическо¬го качества, эффективность образовательных программ и создание условий обучения для студента.

Профессиональную (специализированную) аккредитацию - соответствие учебных программ образовательным стандартам специальностей, проводят общенациональные агентства (сейчас их 45) профессиональных ассоциаций. Специализированная аккредитация в вузах проводится только после институциональной аккредитации.

Институциональная аккредитация проводит оценку целей и задач высшего учебного заведения, которые должны отвечать ожиданиям правительства, деловых кругов и широкой общественности. Такие задачи становятся актуальными, если учесть быстрые изменения на рынке труда, возросший уровень требований, предъявляемых к выпускникам, которые должны обладать высоким профессионализмом, технологической компетентностью, интеллектуальной и социальной гибкостью.

Для прохождения институциональной аккредитации вуз должен предварительно провести самообследование "self-study", оформив его в форме отчета, которая была изложена в предыдущей главе. При институциональной аккредитации проводится сначала оценка основных институциональных требований, предъявляемых организации образования - задач и миссии учебного заведения, эффективности администрирования, уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, качества образовательных программ, состояния финансов и информационных ресурсов.

Процедура аккредитации является добровольным решением со стороны вуза и направлена на определение пути дальнейшего повышения качества деятельности университета, основная задача состоит в том, чтобы улучшить систему качества образования в целом, а не устранять отдельные недостатки учебного заведения.

Аккредитация в Западной Европе. В Европе известны два поколения аккредитации. Первое поколение зародилось в 80-х годах с целью защитить качество высшего образования и сохранить некоторый контроль над вузами, после получения ими права на автономию (Франция).

Второе поколение национальной аккредитации появилось в конце 90-х годов, когда страны Западной Европы (Германия, Австрия, Нидерланды и другие) стали развивать национальные системы аккредитации.

Для аккредитации европейских стран характерны следующие качества:

  • аккредитацией занимается компетентный орган или организация;
  • процедура аккредитации определяет наличие определенного стандарта для дисциплины, образовательной профессиональной программы или учебного заведения;
  • стандарты определяют минимальные или максимальные требования;
  • стандарты используются в качестве бснчмаркинга:
  • решение по аккредитации всегда однозначно - либо "да", либо "нет";
  • решение по аккредитации принимается на основе качественных показателей, а не политических соображений;
  • решение по аккредитации ограничено определенным периодом времени.

Во Франции аккредитация университетов и престижных школ осуществляется Национальным Комитетом но оценке качества, учрежденным законом от 24 января 1984 г. Это закон дал административную, педагогическую, научную и финансовую автономию университетам.

В своей деятельности Комитет не зависит непосредственно от Министерства образования и других правительственных структур. Члены Комитета назначаются президентом страны, которому представляются отчеты по аккредитации.

Главной особенностью деятельности Комитета является то, что он занимается оценкой вуза в целом, а не его подразделений, учебных программ и соответствием уровня педагогической и научной квалификации персонала установленным требованиям.

Комитет систематически привлекает для проверки каждого вуза большое число экспертов, в том числе иностранных.

Характерной особенностью британских университетов является система оценки качества, которая подразделяется на три типа:

  • аудит университетов, который проводит созданный в 1992 г. Совет но качеству высшего образования, являющийся органом комитета вице-канцлеров и президентов университетов и финансируемый за счет взносов всех университетов. Аудит, осуществляемый указанным советом, напоминает процедуру аккредитации вузов в США, но главное внимание уделяется вопросам обучения;
  • ранжирование университетов и их кафедр группами экспертов, проводимое Советом по финансированию высшего образования;
  • качество оценки образования, также определяемое Советом по финансированию, является но существу оценкой преподавания.

В настоящее время в 30 европейских государствах существует свыше 40 аккредитационных агентств.

Показатели государственной аккредитации
Рис. 1. Показатели государственной аккредитации

В России государственную аккредитацию учебных заведений проводит Министерство образования и науки РФ с 1997 года (с 2004 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) на основе нормативных и правовых актов, Для принятия решений, связанных с государственной аттестацией и аккредитацией, Министерством образования создана Аккредитационная коллегия, в состав которой входят представители других министерств и ведомств, совет ректоров, ассоциации негосударственных вузов России, учреждения высшего и среднего профессионального образования. Функция информационно-методического обеспечения работы Аккредитационной коллегии возложена на Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

Для учреждений высшего профессионального образования утверждены одиннадцать показателей государственной аккредитации, которые позволяют провести экспертизу всех основных направлений деятельности вуза, определить его тип и вид (см. рис. 1). Часть показателей дают типовую характеристику и оцениваются экспертным путем (внешняя экспертиза). Оценке подлежат: содержание и качество подготовки; информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; уровень информатизации вуза; состояние его материально-технической базы и воспитательной работы.

Действующая система показателей для учреждений высшего профессионального образования включает в себя количественные и качественные показатели, оцениваемые экспертно в ходе комплексной оценки учебного заведения, где количественно рассматривается как одна из характеристик качества деятельности, как "показатель интенсивности проявления качества". Система показателей учитывает также динамику развития учреждения образования за определенный промежуток времени: за последние пять лет и перспективу его стабильности на ближайшие годы.

При подготовке материалов, направляемых на Аккредитационную коллегию, вуз использует специальный математический аппарат обработки статистических данных и методы визуализации представлений.

Общепризнанно, что не существует такой модели аккредитации, которую можно было бы механически перенести с одной страны в другую. Для создания действенной системы аккредитации необходимо учитывать исторические и культурные особенности каждого государства и развитие его системы образования.

В Казахстане процедура государственной аккредитации была введена в 2001 году, которая затем была временно приостановлена. В соответствии с Государственной программой развития образования на 2005-2010 годы, в мае 2005 года создан Национальный аккредитационный центр МОН РК, который продолжит проведение и совершенствование процедуры аккредитации.

В разделе "Национальная система оценки качества образования" Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 годы проведение институционального оценивания качества образования через процедуры аттестации, аккредитации и мониторинга входит в задачи НСОКО.

Необходимость аккредитации в Казахстане обусловлена следующими причинами:

  1. для выполнения соглашений по ЕврАзЭс и СНГ, в соответствии с которыми взаимное признание дипломов высших и средних профессиональных учреждений проводится только для выпускников аккредитованных вузов и коллежей;
  2. для защиты прав на образование за рубежом и на международном рынке труда граждан Казахстана - по международным требованиям высшее учебное заведение должно пройти аккредитацию в своей стране, в противном случае его дипломы, даже государственного образца, за рубежом не признаются, в этом случае выпускники наших вузов не смогут продолжить свое обучение в других странах;
  3. для интеграции системы высшего и послевузовского образования Казахстана в Болонский процесс - наличие процедуры аккредитации высших учебных заведений - обязательное условие для вхождения в Болонский процесс;
  4. для сотрудничества с международными сетями по качеству образования для обмена информацией и разработки сопоставимых критериев и процедур - страна участвует в международных сетях по обеспечению качества: в Международной сети для обеспечения качества агентств в высшем образовании (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education - INQAAHE), в Европейской сети агентств по обеспечению качества (European Network for Quality Assurance in Higher Education - ENQA), в сети агентств для обеспечения качества в высшем образовании Центральной и Восточной Европы (The Network of Central and Eastern European Quality Assurance Agencies in Higher Education - CEE Network), в Евразийской сети обеспечения качества образования (ЕСОКО) с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
  5. для повышения качества образования - в интересах удовлетворенности получения образовательных услуг граждан, общества, государства и для обеспечения международной конкурентоспособности отечественной системы образования;
  6. для стимулирования мобильности студентов и преподавателей.

Эксперты ЮНЕСКО считают, что для каждого государства необходима такая система аккредитации, которая могла бы привести к достижению хотя бы минимальной степени сопоставимости уровней образования и качества подготовки выпускников вузов. Поэтому критерий любой системы аккредитации (заметим, что понятие "сертификации", даже в отношении образовательных профессиональных программ, отсутствует) должны быть прозрачными, релевантными, надежными, действенными в течение длительного времени и позволять получить ответы на следующие вопросы:

  • признает ли общество и государство данный вуз в качестве способного решать заявленные задачи;
  • предоставляет ли вуз возможность профессорско-преподавательскому составу и студентам вносить свой вклад в его дальнейшее развитие;
  • насколько четко определены приоритеты деятельности вуза;
  • каким образом принимаются управленческие решения;
  • как обеспечивается единство различных структурных подразделений.

Связь TQM с аккредитацией. На рис. 2 представлена модель открытой системы, в которой основная функция университета дана через обучение студента. Эта функция является основным видом деятельности во всех организациях образования, поэтому, адаптируя подход TQM к этой функции образовательного учреждения, TQM акцентирует своё внимание на условиях проведения образовательного процесса, самом процессе и результатах. В то же время, при проведении аккредитации основное внимание фокусируется на условиях образовательного учреждения, хотя другие составляющие как процесс и результаты образовательной деятельности также принимаются во внимание при процедуре аккредитации. В США при оценке образовательного учреждения основное внимание уделяется образовательным достижениям студентов, как показано на рис. 2.

В Казахстане при проведении государственной аттестации организаций образования и промежуточного государственного контроля студентов образовательные достижения студентов (результаты тестирований) также играют важную роль и являются одним из важных критериев результативной деятельности образовательных учреждений.

Реализация принципов и составляющих TQM позволяет вести непрерывное совершенствование деятельности высшего учебного заведения, как показано на рис. 2 и 3. Из рис. 3 видно, что только достижения определенных стандартов образования, которые определяются при проведении государственной аттестации или аккредитации и закрепления позиций по качеству образования (для Казахстана государственных общеобязательных стандартов образования) возможно дальнейшее продвижение вперед, в котором решающую роль играет человеческий фактор - роль руководства в улучшении деятельности вуза.

Непрерывное улучшение качества через аккредитацию и оценку
Рись 2. Непрерывное улучшение качества через аккредитацию и оценку


Рис. 3. Движущие силы для улучшения деятельности вуза
Рис. 3. Движущие силы для улучшения деятельности вуза

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.