Мозговая атака
16.01.2007 14:54


В шестидесятые годы метод групповой генерации идей, получивший впоследствии название "мозговой атаки" (брейнсторминг, мозговой штурм), был разработан американскими психологами Чардонономи и Осборном. В 70-е годы этот метод имел большую популярность в научно-исследовательской деятельности в СССР.

Целью мозговой атаки является получить за определенный отрезок времени как можно больше решений и идей. Мозговая атака - идеальный инструмент TQM. Наглядным примером этого инструмента является всем известная телевизионная игра "Что? Где? Когда?"

В первоначальном, исходном варианте это выглядело как совместная поисковая деятельность групп с использованием догадок, смелых гипотез, невероятных идей. Позднее совместно стали разрабатываться варианты его "учебного" воплощения в образовательных учреждениях - от начальной школы до университета [14,11], которые способствовали:

  • развитию творческих способностей;
  • развитию критического мышления;
  • умению работать в "команде";
  • умению кратко и четко выразить свою мысль;
  • умению слушать и "принять" другого;
  • росту эмпатии;
  • росту уверенности в себе;
  • возможности самореализации для "аутсайдеров", их идея может быть поддержана группой.

Последовательность действий.

Подготовительный этап. Создаются группы численностью 5-7 человек. Эксперт или компетентное лицо дает необходимую вводную информацию. Анализирует проблему. Ставит задачу.

Выбирается или назначается ведущий. Организуется система подробного протоколирования всех высказываемых идей. Дается инструкция: никакой критики на первом этапе, ведущий не столько генератор идей, сколько организатор, акцентирует внимание на продуктивных идеях, следит, чтобы группа не упустила мнения "нереферентного" участника, помечает интересные направления поиска. Группа выбирает секретаря; его задача - фиксировать возникающие идеи. Уточняются условия задачи. Определяется время первого этапа.

Первый этап. Создание банка идей.

Главная задача - набрать как можно больше, пусть даже самых "безумных" идей, способов решения, подходов.

Рефлексия: как работалось на первом этапе, какие были сбои, в какой момент возникали остановки, нарушались ли правила и почему.

Второй этап. Анализ идей.

Переформулирование проблемы, пересказ ее своими словами, как бы приближая к собственному пониманию, к самому себе.

Все высказанные идеи члены группы подвергают критическому разбору, стараясь в каждой найти рациональное "зерно", возможность усовершенствования. Отбираются несколько (2-3) перспективных идей.

Третий этап. Афиширование.

Сообщение всей группе о найденных вариантах решения задачи.

Четвертый этап. Работа экспертного жюри.

Жюри анализирует, обсуждает предложенные варианты, докладывает о своем решении группе, подводит итоги, награждает отличившихся.

Вариацией технологии мозгового штурма является метод, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников - синектика.

С явлением синестезии мы сталкиваемся довольно часто, порой и не подозревая об этом. Например: "тяжелый запах", "металлический звук", "кислый цвет" и т.д. Основная идея синектического исследования - преобладание иррационального, аффективного, эмоционально-ценностного (переживание, проживание) процессов над позитивными при решении вполне конкретной задачи. Основное в этой технологии не результат - "продукт", а сам процесс, направленный на развитие и формирование творческих сил и коммуникативных умений обучаемых.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.