Основные задачи для построения "Общества, основанного на знаниях"
16.01.2007 11:42


Отличительной чертой современного этапа мирового развития цивилизации является перемещение центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область получения, переработки, передачи, хранения и использования информации. Создание "общества, основанного на знаниях" не означает отрицания традиционной сферы материального производства, оно лишь привлекает к нему и показывает, что и материальное производство трансформируется и радикально меняет свою технологическую основу под влиянием новейших научных и технологических знаний. Переход мирового сообщества к качественно новому технологическому укладу, базирующемуся на сетевом развитии производства и управления, на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий, определяет новую ступень современной цивилизации, в которой основополагающая роль принадлежит высшему образованию.

В недавнем отчете Всемирного Банка "Построение общества знаний: новые задачи высшей школы" указывается, что будущее любой страны зависит от высшей школы и поэтому политические деятели развивающихся стран должны воспользоваться возможностями, которое высшее образование в сочетании с информационными сетями и новыми инновационными технологиями представляет для подъема производительности во всех сферах деятельности и достижения экономического роста [165].

Дж. Сальми, эксперт Всемирного Банка, указывает четыре фактора, которые дадут возможность совершить резкий рывок вперед развивающимся странам [166]:

  1. Накопление и практическое применение знаний, которое приводит к повышению роли высшего образования в построении наукоемких экономических систем и демократических обществ;
  2. Использование информационных, коммуникационных и инновационных технологий, которые способствуют ускорению производства и применению знаний;
  3. Появление конкуренции в высшем образовании между новыми провайдерами высшего образования (корпорации, дистанционные университеты, консалтинговые компании, службы переподготовки и обучения) и традиционными вузами, которым ранее принадлежала монополия в этой сфере;
  4. Возникновение глобальных рынков продвинутых кадров. Их образование сопровождается ростом международной конкуренции за привлечение персонала и влечет за собой утечку мозговых ресурсов.

Стратегическая конкурентоспособность в условиях глобализации зависит от оптимизации и модернизации индустриального сектора и одновременно с этим зависит от создания информационно-технологического уклада. Понимая современное состояние мировой экономики, Правительство нашей страны приняло Программу индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденную Указом Президента 17 мая 2003 года, которая направлена на наращивание научно-технического, инновационного и производственного потенциала в перспективных направлениях постиндустриального развития [143].

В Программе отмечается, что система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации. В Государственной Программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, разработанной Министерством образования и науки РК, отдельной главой выделена информатизация системы образования, которая имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности национальной системы образования и расширения возможности её интеграции в мировую образовательную среду.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.