Основные факторы трансформации вузов в обществе знаний
16.01.2007 11:56


В новой мировой экономике мы планомерно переходим к информационному обществу, где первостепенное значение имеет проблема обработки информации. Это связано с тем, что сегодня открывается реальный доступ к виртуально безграничным объемам знаний и базам данных.

Важнейшей задачей современного университета высшего учебного заведения является создание, сохранение, накопление и распространение знаний. Выполняя свою роль хранителей, создателей и распространителей знания, университеты способствуют обогащению людей и общества, частью которого они являются. Они должны стремиться поставить свой интеллектуальный потенциал на службу обществу. Вузы играют роль социального сознания общества.

Академические сообщества всех стран разделяют веру в академическую свободу, в критическое мышление, в поиск истины и стремление к совершенству. В то же время, сейчас как никогда прежде успешное управление университетам и их структурами, научными исследованиями, преподаванием требуют управленческого подхода, который способен к саморазвитию, самоадаптации и самовьтравниванию по отношению к национальным и глобальным влияниям.

Университет, который не имеет системы менеджмента, соответствующего самым современным требованиям мирового рынка, не может эффективно и востребованно создавать новые знания и управлять ими. Новое время, новые задачи, стоящие перед высшим образованием, требуют трансформации университетов.

X. Хинкель дает основные аспекты масштабного трансформационного процесса, выделяя четыре важнейшие составляющие, которые, действуя совместно, изменили как условия работы университетов, так и направленность, и функциональные возможности самих университетов [167].

Вот эти составляющие.

  1. Развитие наукоемких экономических систем и обществ знания приводит к необходимости расширения охвата населения высшим образованием, массовому высшему образованию, повышению среднего уровня обучающихся;
  2. Рост применения новых информационных и коммуникационных технологий для всех аспектов деятельности университета: преподавания, обучения, научных исследований, служения интересам общества, приводит к необходимости основательного переосмысления образовательного процесса, роли индивидуализированного интерактивного обучения, личных контактов, командной работы и т.д.
  3. Использование новых информационных технологий ведет к укреплению внутридисциплинарных связей в ущерб многодисциплинарному, междисциплинарному и трансдисциплинарному сотрудничеству в рамках каждого конкурентного университета, а также обусловливает необходимость соответствующего внутреннего перераспределения сил в университетах.
  4. Нарастающая глобализация постепенно приведет к глобальной борьбе за студентов и исследовательские контракты, в связи с чем особую остроту приобретут проблемы качества и сравнимости программ и результатов.

Продолжающиеся споры о соотношении ответственности личности и общества в образовании - в особенности высшем - выводят на передний план вопросы уровня охвата, доступности и равноправия, а также доставки программ и непрерывного образования. В литературе имеется немало публикаций о необходимости организационных перемен по управлению университетами, организации университетов предпринимательского типа или университетов, структурированных по принципу технополиса.

Из многочисленных публикаций можно сделать вывод, что будущее университетов в руках самих университетов, но для успеха, несомненно, необходимо стремление к переменам и желание работать совместно с другими университетами или организациями новаторскими методами. По утверждению Всемирного Банка, именно учреждения высшего образования, и, в первую очередь, университеты с научно-исследовательской базой, способствующие развитию фундаментальных теоретических исследований и специальных знаний, входят в систему общества знаний. В систему входят и учреждения массового высшего образования, которые обеспечат большинство населения возможностью заложить основы для дальнейшего обучения и развития знаний в целом.

Нельзя забывать и о том, что в новой глобальной экономике, основанной на знаниях, страны с переходной экономикой, в число которых входит и Казахстан, продолжают сталкиваться с отсутствием адекватных решений ряда проблем в области образования. К их числу относятся: обеспечение сбалансированных и устойчивых способов расширения охвата населения профессиональным образованием, проблемы качества и соответствия образования потребностям экономики, а также отсутствия гибкости в структурах и методах управления. Так, в Казахстане, в котором решена проблема широкого охвата населения высшим образованием за счет появления частного сектора, актуальной и острой сгала проблема качества образования.

Нужно подчеркнуть, что общество будет подлинным обществом знания только тогда, когда знания откликаются на перемены в обществе, позволяют предвидеть эти перемены и подготовить к ним население, предоставив всем желающим возможность получить образование в любом возрасте.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.