Менеджмент знаний
16.01.2007 12:01


Временем зарождения менеджмента знаний как нового направления в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента как науки, гак и практики.

Историческими причинами возникновения менеджмента знаний в сфере образования являются:

  • глобализация и обострение конкуренции, побуждающие университеты искать конкурентные преимущества;
  • быстрое развитие и внедрение информационных технологий;
  • повышение общего технологического уровня образования, науки и производства.

Хотя это относительно новое направление, в литературе, особенно англоязычной, широко представлены материалы о менеджменте знаний. Начиная с 1999 года опубликовано более семи учебников о менеджменте знаний, среди которых следующие авторы - Bukowits W.R., Williams R.L., Liebowits J., Carter L., Harcins P., Timmins A., Sricantaiah Т.К., Koenig M.E.D., Holsapple С.W. [170-174].

На управлении знаниями специализируется ряд консалтинговых компаний, в американских средствах массовой информации регулярно появляются новостные, аналитические и даже обзорные статьи на эту тему. А с 1998 года даже стали издаваться научные журналы "International Journal of Information Management", "Information Knowledge System Management", посвященные менеджменту знаний.

Идеи менеджмента знаний использовались на двух уровнях. Первый - это разработка идеи постиндустриального, информационного, основанного на знании общества. Второй - это исследование поведения человека в группах и сообществах, социальный аспект поведения человека. В настоящее время большинство практиков менеджмента знаний считают, что знания существуют и растут в коллективах. Создание социальной среды в университете, мотивирующей сотрудников и студентов на постоянный рост собственных знаний и постоянное развитие эффективности процессов получения и закрепления новых знаний, является необходимым условием процветания университета.

Рузаев Е.Н. [175] считает, что менеджмент знаний является вторичным в менеджменте качества университета. Его можно отнести к менеджменту ресурсов общей системы менеджмента высшей школы. Анализ и синтез такого тесного переплетения этих систем менеджмента является сложной системной задачей, эффективное решение которой возможно при использовании соответствующих методов и алгоритмов. Современная теория управления знаниями дает на этот вопрос однозначный ответ - продукцией университета являются знания, полученные студентами в ходе обучения, знания, не задокументированные в виде конспекта лекций, а подтвержденные экзаменами, тестами, выпускными квалификационными работами, знания, апробированные студентами в научных лабораториях университетов и на производственных практиках в условиях работы на предприятиях реального республиканского и мирового рынка.

Клиентом университета, в первую очередь, является сам студент, затем, естественно, общество, предприятие, государство, финансирующее из бюджета процесс получения и управления знаниями.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод, что создание документированной системы менеджмента знаний является важной задачей. Система менеджмента качества знаний должна непрерывно и эффективно работать и развиваться, ее неотъемлемой частью должен стать мониторинг знаний и умений студентов. Только по реальным результатам востребованности выпускника на мировом рынке можно судить об эффективности функционирования системы менеджмента знаний.

Менеджмент знаний в большей степени имеет дело с качественной стороной информации, ее формами и видами. Для правильного и глубокого анализа качественной стороны информации необходимо знать сущность информации. Активное применение новейших достижений информационных технологий в процессе формирования знаний у студентов и у сотрудников университета требует формализации и документирования этого процесса, а также создание в системе менеджмента знаний подсистемы менеджмента ресурсов. Информация формирует новые знания, которые управляются не только в процессе академического переноса информации, но и в ходе практических тренингов, научно-исследовательской работы в вузе и отлично организованных производственных практик.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.