Интеллектуальные активы знаний
16.01.2007 12:05


Знания - это ключевой фактор оценки высшего учебного заведения, которое создает и пополняет потребность общества в производстве их и услугах. Уровнем ценности для вузов являются интеллектуальные активы знаний, которые можно классифицировать следующим образом:

  • "Очевидные знания" - знания, которые существуют на каком-либо носителе.
  • "Скрытые знания" - задокументированные знания, которые существуют в головах преподавателей и сотрудников.

Эти два типа знаний являются ключевыми в управлении знаниями и предназначены для эффективного использования знаний в организации.

"Очевидные знания" - это точно обусловленные знания, которые легко формулировать и передавать. "Очевидные знания" - это официальная документация организации, выраженная в нормативно-правовых документах, уставах, положениях, руководствах, отчетах, библиотечных изданиях, патентах, архивных и финансовых документах, письмах, статистике, компьютерной базе данных, файлах. Образовательные организации регулярно набирают огромный объем такой информации в форме данных о студентах, информации об их успеваемости, результатах экзаменов. Сбор формальных и очевидных знаний организации является неотъемлемой частью правильного функционирования учебного заведения. Сбор такой информации выполняется в виде непосредственной задачи. Информационные технологии позволяют ввести эти знания в базу данных, которая доступна внутри организации (интранете) и в Интернете.

Эффективное использование баз знаний университета позволит решить следующие задачи:

  • определить и структурировать базы знаний университета;
  • задокументировать процессы формирования баз знаний университета;
  • перевести часть скрытых информационных активов университета в "очевидные";
  • расширить границы используемых знаний сотрудниками университета и улучшить процесс передачи знаний от одного сотрудника к другому с последующей формализацией и документированием;
  • сформировать условия для эффективного развития процесса создания и непрерывного обновления новых знаний в университете;
  • формализовать и задокументировать процессы пополнения и непрерывного обновления базы знаний университета;
  • создать условия для эффективного развития процесса создания, пополнения и обновления баз данных;
  • апробировать использование баз знаний для передачи их студентам университета;
  • организовать, задокументировать и внедрить технологии мультипликации знаний;
  • провести документирование процессов передачи знаний студентам, используя базы знаний сотрудников и университета в целом;
  • активно использовать технологию бенчмаркинга для развития систем менеджмента и систем знаний;
  • провести валидацию и верификацию процессов использования баз знаний университета в системах университетского менеджмента;
  • организовать эффективный мониторинг процессов передачи знаний и эффективности использования баз знаний университета;
  • организовать эффективное использование результатов внутреннего и внешнего мониторинга с целью обеспечения процесса непрерывного улучшения;
  • повысить внутреннюю и внешнюю академическую мобильность студентов [175].

Создание и ведение предложенной базы знаний университета позволяют определять ценные знания для вуза и структурировать их по критериям ценности, вопроса и области применения. Кроме того, структурирование по критериям вопроса и области позволяет быстро и точно отыскивать необходимые знания, а также концентрировать необходимые знания и сотрудников для решения нестандартных задач.

"Скрытые знания" можно определить следующим образом: "мы знаем больше, чем можем сказать". Такое определение иллюстрирует то, насколько тяжело передать скрытые знания. Скрытые знания выражают субъективные (индивидуальные) параметры знаний. Это знания личного и социального внутреннего плана, которые представляют собой интуицию, проницательность, чувства, представления и эмоции. Такие знания глубоко уходят в индивидуальный опыт и сознание, выражены в форме опыта каждого, ценностей и культуре. Знания всегда воплощаются в человеческой личности. Именно человек всегда остается носителем знания, он создает, наращивает и совершенствует знания, а также применяет, преподает и передает их. Именно человек пользуется знаниями.

В.Губин считает, что понимание - это существовательная сторона содержания знания. Нет знаний вообще, законов вообще, любое знание всегда чье-то: это я понял, это меня осенило, это я пережил. Истина всегда живая, она всегда принадлежит конкретному человеку, который к ней пробился, который понял не так, как понимали другие, понял по-своему [176].

"Скрытые" или личные знания - это:

  • социально построенные знания;
  • внутренний мир сознания человека;
  • совокупность ценностей, проницательности, интуиции, чувств, воображения, символов и восприятия;
  • тяжелы к систематизации и вводу в базу данных;
  • ценный и богатейший источник опыта и изучения;
  • скрытый запас прочности организации.

Тем не менее, хорошая организация может перевести "скрытые знания" через эффективную систему управления, хорошо поставленные межличностные и коммуникативные навыки в прочную корпоративную культуру образовательного учреждения. Отражение в базах знаний не только документов, но и связанных с ними знаний и процессов, так называемых know-how, позволяет перевести часть скрытых информационных активов в явные, что повышает уровень знаний университета в целом, развивает составляющую инновационного менеджмента в менеджменте знаний.

Доступность баз знаний для всех сотрудников университета (руководство по менеджменту университета, университетские стандарты по направлениям подготовки и специальностям, справочник по управлению вузом, типовые рабочие места декана, заведующего кафедрой, преподавателя, стандарты по организации управления этим процессом) позволяет преодолевать границы знаний за счет того, что становится ясным, какими вопросами занимается тот или иной сотрудник и какими знаниями он обладает, а также улучшает процесс передачи знаний от одного сотрудника к другому и в целом от сотрудников студентам. В целом все вышеперечисленное улучшает процесс использования и генерации новых знаний в университете, обеспечивает эффективное функционирование системы менеджмента знаний в университете, что создает и постоянно развивает конкурентное преимущество университета на мировом рынке образовательных услуг.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.