Управление знаниями
16.01.2007 12:14


Что такое управление знаниями? Прежде всего, это управление знаниями можно рассматривать как концепцию, включающую сбор и организацию информации, её распространение среди заинтересованных лиц, а также постоянное совершенствование с помощью анализа.

Билл Гейтс в своей книге "Бизнес со скоростью мысли" [177] дает следующее определение: "Управление знаниями - это не что иное, как управление информационными потоками; оно должно гарантировать, что нужные известия достигнут нужных людей в нужное время, чтобы эти люди могли своевременно предпринять необходимые действия. И управление знаниями является средством, а не конечной целью".

Управление знаниями в конечном итоге необходимо для повышения общего корпоративного интеллекта организации. Корпоративный интеллект - это степень того, насколько свободно в организации или вузе распространяется информация и насколько успешно преподаватели, сотрудники и студенты могут пользоваться идеями друг друга. Понятие корпоративного интеллекта начинается с обмена накопленными и текущими знаниями. Свой вклад в его повышение можно вносить как посредством персонального обучения сотрудников, так и их взаимным "опылением" идеями друг друга.

Билл Гейтс считает, что после создания атмосферы, благоприятствующей сотрудничеству и обмену знаниями, - необходимо разработать и начать осуществлять специальные проекты по распространению знаний в пределах организации и превратить этот процесс в неотъемлемую составляющую самой работы. Далее установить вознаграждение за передачу знания. Сила компании, организации заключается не в тайных знаниях, а в тех, которыми её сотрудники делятся друг с другом. Эта идея должна найти отражение в корпоративной системе наград и поощрений.

Учитывая вышесказанное, мы видим, что создание документированной системы менеджмента знаний является важной задачей, но это только видимая часть айсберга. Система менеджмента качества знаний должна непрерывно и эффективно работать и развиваться, ее неотъемлемой составляющей должно стать постоянное обновление знаний и умений студента, модуль непрерывного улучшения системы. Об эффективности функционирования менеджмента знаний вуза можно судить только по реальным результатам востребованности выпускника вуза на рынке труда.

В общем, менеджмент знаний можно определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) университета. Данное определение еще раз доказывает, что высшая школа, являющаяся одним из важнейших звеньев создания и управления знаниями в обществе, обязана иметь аналогичную систему менеджмента, что и весь мировой рынок. Высшая школа, которая строит свою систему университетского менеджмента, должна в первую очередь опираться на результаты реального сектора экономики, использовать модели, которые хорошо известны бизнесу и им признаваемы.

В сфере изучения управления знаниями находятся следующие основные вопросы [175]:

  • определение и документирование ценных знаний (интеллектуальных активов) университета;
  • разработка идеологии и методологии формирования процессов получения, накопления, передачи, закрепления и контроля уровня знаний;
  • распространение знаний среди сотрудников университета (непрерывное повышение квалификации), передача знаний новым сотрудникам;
  • распространение знаний среди студентов университета, поддержание необходимого уровня знаний у выпускников, сопровождение выпускников;
  • концепция знаний для решения инновационных задач:
  • постоянный мониторинг знаний, принятие решений на основе результатов мониторинга;
  • повышение уровня знаний университета и генерирование новых знаний;
  • генерирование новых технологий передачи и закрепления новых знаний;
  • документирование новых знаний и переход к новым технологиям менеджмента знаний;
  • документирование новых знаний и переход к новым технологиям менеджмента знаний.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.