Информационные технологии в менеджменте знаний
16.01.2007 12:17


Элвин Тофлср, выдающийся американский футуролог, отмечает, что "из всех стратегических средств нет ничего более существенного, чем организационное превосходство, особенно если речь идёт об организации знания" [178].

Б.Гейтс [177] описывает "электронную нервную систему" организации, и считает, что в недалеком будущем не только одна организация, но уже несколько организаций и государственных органов будут функционировать как нервная система человека, обеспечивать движение глубоко интегрированных потоков информации, поступающих в нужное время и в нужные части организации.

В настоящее время только информационные и коммуникационные технологии позволяют связать все структурные подразделения любой организации в единую информационную сеть и с их помощью проводить управление информационными потоками, качественно обрабатывать информацию.

Поэтому Правительством Республики Казахстан уже разработана Государственная программа "Электронное Правительство", которая введена в действие с 2005 года. В Государственной программе развития образования на 2005-2010 годы в качестве одной из целей, приоритетов предусмотрено создание и развитие информационной среды, обеспечивающее единство образовательного пространства страны.

Министерством образования и науки Республики Казахстан для ускорения информационных потоков в 2004 году создан образовательный портал Министерства www.edu.gov.kz с нормативно-правовой базой данных по всем его структурным подразделениям, в котором постоянно идет создание, накопление, обработка и передача информации всем заинтересованным организациям и пользователям.

Необходимо отмстить, что существует тесная взаимосвязь между использованием информационных технологий (IT) и менеджментом знаний. Современные информационные технологии являются базой для создания менеджмента. Применение IT ускоряет доступ к необходимой информации, уменьшает время на обработку данных, ускоряет обмен информацией, улучшает форму представлений информации.

Интеграция образовательных учреждений в единое образовательное пространство связана с подключением к глобальной сечи Интернет, внедрением в учебный процесс информационных технологий, созданием информационно-справочных систем. В настоящее время в вузах в электронном виде накоплены обширные информационные ресурсы, однако, существующие примеры использования НИТ в вузах представлены фрагментарно. В первую очередь, это происходит из-за отсутствия научной и методологической базы, четкого представления о технических и методических проблемах применения НИТ в образовательном процессе. Несмотря на отдельные успехи применения НИТ, достигнутые результаты носят разрозненный характер, имеют частные решения, не поддаются тиражированию и внедрению в различных образовательных учреждениях. Поэтому для высшего учебного заведения на первый план выходят задачи:

  • создания на базе обобщений и развития достигнутых результатов использования НИТ в образовательном процессе единой концепции построения информационно-образовательной среды (НОС);
  • разработки методов проектирования и внедрения ИОС в учебный процесс с целью дальнейшего повышения эффективности обучения, расширения сферы экспорта образовательных услуг и адекватной реакции на возрастающую динамику изменения знаний, особенно в области технических наук.

Для этого можно применять современные сетевые технологии организации работы с базами данных при реализации интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС), которая позволяет реализовать простой механизм интеграции информации в единый образовательный ресурс высшего учебного заведения и обеспечить возможность совместного использования информации многими пользователями (ректората. ППС. сотрудниками и студентами). При этом достигается необходимая скорость доступа к информационным ресурсам и создаются условия для создания и успешного функционирования информационного пространства вуза. Внедрение ИАИС в вузе постепенно приведет к формированию таких организационных и управляющих структур и способов взаимодействия между ними, функционирование которых позволит избежать дублирования процессов, документов и существенно ускорит принятие оперативных и адекватных решений. В конечном итоге ИАИС позволяет реализовать цели, способствующие повышению качества обучения, демократизации управления вузом, снижению затрат на организацию и управление учебным процессом, созданию региональных и межвузовских информационных систем, обеспечивающих более интенсивный обмен информационными ресурсами в регионе и отрасли.

К важнейшим задачам, требующим автоматизации решения в рамках ИАИС, относятся задачи по управлению на уровне ректората, факультета, кафедр и других административных служб вуза. К таким задачам относятся:

  • создание и поддержка информационных ресурсов вуза;
  • учет сведений о структуре вуза и структурных подразделений;
  • учет и управление кадрами;
  • учет сведений об обучающихся, управление контингентом обучающихся;
  • реализация автоматизированного документооборота на факультетах и кафедрах;
  • учет учебных планов;
  • планирование нагрузки кафедр;
  • планирование нагрузки преподавателей;
  • учет сведений об абитуриентах, о ходе вступительных экзаменов, реализация автоматизированного документооборота в работе приемной комиссии;
  • задачи статистического наблюдения;
  • финансирование и планирование;
  • разнообразные вопросы по аналитической обработке и другие задачи.

В настоящее время ведущие вузы Казахстана разработали ряд программ по автоматизации рабочих мест и создали различные варианты ИАИС. однако данные варианты не имеют системного характеpa. Практическая реализация ИАИС по автоматизации перечисленных задач на основе применения современных информационных технологий требует:

  • исследования текущего состояния управленческой деятельности вуза и разработки технологии автоматизации решения задач на принципах интеграции данных в единую базу данных вуза;
  • разработки технического, программного и информационного обеспечения, позволяющего строить единое информационное пространство вуза, не допуская при этом дублирование общих информационных ресурсов;
  • применение стандартов и однотипных решений для обеспечения масштабируемости, открытости и адаптивности информационного и программного обеспечения, обмена информационными ресурсами между подсистемами ИАИС и внешним программным обеспечением;
  • изучения потребностей в объединении функций и данных, что позволило выработать требования по проектированию программных компонентов и необходимости хранения данных в общей базе данных;
  • разработку предложений по организации и развитию информационных вычислительных сетей в вузе;
  • выработку требований к программному и техническому обеспечению ИАИС;
  • формулировку требований к уровню подготовки будущих пользователей ИАИС в области современных информационных технологий.

Для формирования стратегии развития вуза и поддержки принятия решений высшим руководящим составом вуза можно создать подсистему "Ректор", предназначенную для повышения оперативности и обоснованности принятия решений за счет использования детализированных данных, агрегированных показателей, функциональных и логических закономерностей.

Целями создания подсистемы является предоставление высшему руководящему составу возможности проведения анализа:

  • различного рода ресурсов для ведения образовательной деятельности;
  • ресурсов организации (финансовых, материальных, трудовых, временных и т. д.), используемых для решения регулярных задач;
  • критериев, характеризующих образовательную деятельность, финансовых и экономических показателей, необходимых для оперативного, тактического и стратегического управления вузом;
  • состояния организации, необходимого для прогнозирования и планирования путей развития вуза.

Получение руководителем необходимой и своевременной аналитической информации позволит принимать управленческие решения с достаточно высокой степенью эффективности.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.