Обучающиеся организации
16.01.2007 12:24


В обществе, построенном на знаниях, меняются подходы к структуре, организации и функциям компаний, и, в первую очередь, это нужно отнести к построению организаций высших учебных заведений, которые необходимо ориентировать на "обучающуюся организацию".

Концепция "обучающейся организации" появилась совсем недавно и получила широкое распространение в литературе, связанной с деятельностью организаций. Согласно Питеру Сенге: "обучающаяся организация" - это организация, где сотрудники постоянно расширяют свои способности создавать результаты, где взращиваются новые и всеобъемлющие модели мышления, где действует коллективное, свободное творчество, где сотрудники постоянно учатся тому, как учиться вместе [73]. Дилл Д. считает, что Сенге пытается определить и создать идеальный тип организации, в которой обучению придается максимальное внимание [133].

Боундс Г. в своем учебнике по тотальному менеджменту качества дает следующее определение: "обучающаяся организация" - это организация, которая непрерывно повышает свою способность обучать, адаптировать и изменять свою культуру" [179]. Корпоративная культура обучающейся организации поощряет открытость, отсутствие барьеров, равенство, непрерывные улучшения, изменения. Такая организация всегда движется вперед.

Рассматривая "лучшую практику" в стратегическом менеджменте качества, Ассоциация Европейских университетов (EAU) выделяет следующие требования для "обучающейся организации" [100]:

  • готовность к экспериментам и рискам;
  • мониторинг и оценка;
  • открытость, любознательность и готовность признать свои ошибки;
  • встроенные в организацию механизмы решения проблем;
  • внутренний и внешний бенчмаркинг;
  • отсутствие самоуспокоенности.

Асклинг Б. [129] отмечает, что Шведское национальное агентство высшего образования при аудите качества высших учебных заведений страны отталкивается от представлений "обучающейся организации". При аудите применяются следующие критерии:

  • саморегулирование и обучение;
  • перспективное планирование;
  • международные перспективы;
  • внутреннее лидерство;
  • кооперация с внешними заинтересованными лицами;
  • равенство;
  • фокусирование на студенте.

"Обучающаяся организация" ориентирована на приобретение знаний. В литературе имеются работы, направленные на изучение обучения внутри такой организации. Хубер Г. (1991 г.) выделил четыре области её деятельности: приобретение знаний; распространение информации; интерпретация информации и память организации, цитировано по [133].

Деятельность "обучающейся организации" направлена на освоение новых знаний через систематическое решение задач на собственном опыте и опыте других, экспериментирование с новыми процессами, передачу знаний внутри организации и измеряемое обучение.

  • Систематическое решение задач предусматривает то. что в организации содействуют и поощряют деятельность, связанную с наблюдением и улучшением основных процессов.

    Данная деятельность часто приводит к тому, что преподавательский персонал приобретает новые навыки и умения, поскольку организация обучает свой персонал аналитическим навыкам и умениям, связанным с непрерывным улучшением процесса (или тотальным менеджментом качества), при этом решение проблем должно проводиться на основе фактов.

  • Обучение на собственном опыте включает систематический анализ успехов и неудач деятельности в поиске уроков, которые нужно учесть в будущей работе. Использование внешних оценок и мнений консультантов как средство выработки полезных знаний и проведения внутреннего бенчмаркиша как наилучшей практики внутри организации.
  • Обучение на чужом опыте проводится путем поиска информации об успехах других организаций через тщательное спланированное изучение, посещение других организаций и бенчмаркинг, а также постоянное обсуждение с внешними "клиентами" о совершенствовании знания для улучшения процессов.
  • Экспериментирование на основе новых подходов, которое предусматривает поиск новых знаний через эксперименты в пределах существующих программ, а также через демонстрационные проекты, которые являются более крупными и сложными с включением новых организаций.
  • Передача знаний включает продвижение новых знаний от тех подразделений или групп, которые их разработали ко всем остальным.
  • Измеряемое обучение - это систематические действия, которые спланированы так, чтобы можно было бы определить изменения в поведении.

Эти рамки для "обучающейся организации", предложенные Гарвином [180], резко отличаются от определения Сенге, который рассматривает "обучающуюся организацию" как способы совершенствования мышления и человека. Сенге считает, что увеличивающаяся адаптивность структуры является первой стадией в направлении "обучающейся организации". Поэтому ведущие мировые корпорации уделяют большое внимание генерирующему обучению, которое является творческим, а также адаптивным обучением. Такие организации сознают, что дальнейшее их процветание и рост зависит от "капитала знаний".

Питер Друкер отмечает, что образование станет центром общества знаний, а учебные заведения - его важнейшими учреждениями, далее он добавляет "вообще говоря, нет ничего удивительного в том, что приобретение и распределение формальных знаний начнет занимать такое место в политике общества знаний, какое занимало приобретение и распределение собственности и дохода на протяжении тех двух или трех столетий, которые мы называем "эпохой капитализма" [181].

Сенге считает, что именно высшие учебные заведения подходят под определение "обучающейся организации", т.к. основная сфера деятельности университетов: создание, накопление, передача и распространение знаний. Одним из наиболее важных достоинств университетов является их универсальность. Именно в этом плане университет представляет непревзойденные возможности для развития молодежи, именно гам желающие познать мир встречают других "зараженных вирусом знания". Из-за быстрого развития науки и рынка труда университетским учебным программам никогда не удастся добиться полного соответствия требованиям маркетинга. Поэтому очень важно научить студентов самостоятельно мыслить и постоянно учиться и совершенствоваться в профессиональной области для их еамореалиищии в обществе знаний.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.