Рейтинги высших учебных заведений
07.02.2007 10:37


Одним из инструментов повышения качества высшего образования являются публикуемые в средствах массовой информации рейтинги высших учебных заведений - популярный механизм сравнения качества вузов, завоевавший прочные позиции в обществе. В основе споров вокруг рейтингов в первую очередь лежит вопрос о том, возможно ли количественно охарактеризовать качество вузов или профессиональные образовательные программы. Многие вузы не согласны с рейтингами или выступают против них, однако в настоящее время не существует другого более привлекательного метода сравнения различных высших учебных заведений.

Прежде всего, необходимо дать определение понятию "рейтинг академического качества". Согласно толковому словарю Вебстера (1986), рейтинг академического качества составляется согласно некоторому показателю или набору показателей, которые составители рейтинга считают отражающими или измеряющими академическое качество. Рейтинг высших учебных заведений представляет собой перечень лучших университетов, факультетов или специальностей. При этом каждый вуз или профессиональная образовательная программа имеет свой собственный рейтинговый балл.

Это определение указывает на две ключевых характеристики рейтинга академического качества. Первая заключается в том, что показатели рейтинга выбираются разработчиками, а значит, целый набор показателей в значительной степени зависит от субъективных приоритетов и ценностей данной конкретной группы разработчиков рейтинга. Вторая особенность заключается в том, что вузы необходимо расположить в определенном порядке в зависимости от показателей.

Поэтому очень важны подходящие методики, которые позволят лучше понять природу высшего образования и его вклад в развитие общества. Независимость анализа особенно важна: потребители не поверят рейтингу, составленному заинтересованными лицами. С учетом сохраняющейся тенденции повышения массовости высшего образования растет потребность общества в сравнении и сортировке вузов, а, следовательно, рейтинги и впредь будут пользоваться спросом. В данной главе использованы статьи журнала "Высшее образование в Европе", посвященного рейтингам вузов в различных странах, в котором опубликованы материалы круглого стола, организованного ЮНЕСКО-СЕПЕС в Варшаве 13-15 июня 2002 года.

Рейтинговая оценка деятельности учебного заведения не влияет на аккредитацию вуза или профессиональных программ, но оказывает помощь абитуриенту в выборе наиболее подходящего учебного заведения. Во всем мире студенты и их родители, вузы, работодатели и правительства проявляют все большую заинтересованность в достоверной информации об "уровне" отдельных университетов, колледжей и других учреждений высшего образования, в результате тенденции в высшем образовании к массовости и рыночной направленности.

В 1983 г. журнал "U.S. News and World Report" начал публикацию ежегодных рейтингов "Лучшие колледжи Америки". В работе достаточно подробно описано, как проводился первый рейтинг американских университетов и колледжей. Он проведен на основе научных исследований по многоуровневой оценке качества деятельности вузов, выполненными в 1982 году Джонс, Линде и Когшелл при поддержке Национальной академии наук, которые были опубликованы в 1982 году в пяти томах. Ими впервые был проведен обзор 228 высших учебных заведений по 16 параметрам, в рамках этих учебных заведений была дана оценка 2700 докторским программам по 32 дисциплинам. Данные итоговые результаты были опубликованы в "U.S. News & World Report". Как отмечают сами американцы, это чисто американская черта получать представления о вещах обязательно в количественных выражениях, Роберт Хатчингс шутливо пишет: "Американцы впадают в панику, если не могут чего-либо подсчитать, потому что никакие другие оценки качества их не удовлетворяют". Эту инициативу о рейтингах сразу подхватили издатели других стран. За прошедшие 20 лет не только в средствах массовой информации, но и в профессиональных ассоциациях и правительственных организациях широко распространились различные системы рейтингов в области высшего образования.

Системы рейтингов столь же разнообразны, как и сами вузы, их специфика в значительной степени определяется своеобразием структуры высшего образования каждой страны. Однако каждая система или подход следует определенной логике. Вначале производится сбор данных, затем на основе полученной информации определяются характер и количество переменных, после чего задаются нормативные значения выбранных показателей. На последнем этапе производятся вычисления, результаты которых сравниваются с нормативными значениями. В конце концов вузы сортируются "но уровню". Подобное ранжирование нередко бывает противоречивым и вызывает ожесточенные споры. Тем не менее вне зависимости от готовности отдельных вузов принимать и применять определенные рейтинговые схемы, отмахнуться от идеи рейтингов и табелей о рангах в области высшего образования уже не удастся.

Лавинообразное возникновение многочисленных рейтингов совершенно не удивляет. С учетом наблюдаемой во всех странах мира тенденции к нарастанию массовости высшего образования вполне объясним активный спрос на независимую информацию о системах и учреждениях высшего образования.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.