Основы систем рейтинга
07.02.2007 10:42


Кто готовит рейтинги? Одним из основных положений является вопрос о том, кто должен осуществлять ранжирование. Представляется, что эту задачу взяли на себя средства массовой информации, однако есть еще как минимум двое производителей рейтингов. Первым производителем являются профессиональные ассоциации, готовящие рейтинги и разрабатывающие новые методики. Вторым производителем рейтингов являются в отдельных странах Министерства, ответственные за образование, которые также проявляют значительный интерес к рейтингам и предпринимают некоторые шаги в этой области.

Очень интересен опыт разработки и публикации рейтингов в Германии. По решению Конференции немецких ректоров в 1998 году был создан Центр по развитию высшего образования (СНЕ), который совместно с журналом "Штерн" с 1999 года публикует ежегодные рейтинги немецких вузов. Оба партнера четко разделили между собой сферы влияния: СНЕ отвечает за методологию, статистические и информационные данные, включая социологические опросы профессуры и студентов, а "Штерн" занимается маркетингом и распространением. Однако, частные рейтинги СМИ преобладают, хотя в этой области есть и другие заинтересованные фигуры, например, профессиональные ассоциации.

Зачем нужны рейтинги? Вторым фундаментальным вопросом является цель рейтингов. Очевидно, что первичной целью является обеспечение потребителей информацией, которая поможет им сориентироваться в системе высшего образования и правильно выбрать для себя вуз. Есть и другие мотивы - реклама вузов и поддержка их усилий но самооценке и повышению качества деятельности. Рейтинги сами по себе косвенным образом способствуют повышению качества, хотя бы уже за счет того, что они обостряют конкуренцию.

Потребители рейтингов. Потребители рейтингов - третий фундаментальный вопрос. Совершенно очевидно, что в первую очередь рейтинги предназначены для будущих студентов. Родители - также очень важная категория потребителей, иногда даже более важная, чем сами студенты, особенно в тех случаях, когда за обучение надо платить. Кроме того, рейтингами пользуются сами вузы, правительства и работодатели. На уровне университетов рейтинг служит отправной точкой для самооценки университета или отдельной кафедры, которые на основе анализа результатов рейтинга смогут провести соответствующие коррективы в своей деятельности.

Процесс проведения рейтинга. Последней фундаментальной проблемой является собственно процесс рейтинга. Несмотря на то, что процессы весьма разнообразны и в значительной степени зависят от применяемой методики или подхода, существует некий общий алгоритм, диктуемый элементарной логикой.

Первым этапом является сбор данных, который либо поступает из уже существующих источников, либо собирается специально для целей данного рейтинга или табелей о рангах.

На втором этапе, исходя из собранной информации, определяют тип и количество переменных.

На третьем этапе из числа переменных выбирают показатели и придают им нормативные значения, а также определяют веса различных показателей.

После чего начинается собственно процесс вычисления рейтинга.

В какой-то момент на этом этапе рейтинг иногда подвергается "корректировке". Необходимость корректировки объясняется множеством причин. Причины могут быть политическими, вроде "этот рейтинг выглядит недостоверно", либо техническими, связанными с определенными элементами данных. Иногда приходится отказаться от некоторых элементов данных или процесса, чтобы получить более достоверный рейтинг.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.