Типология рейтинга
07.02.2007 10:55


Многочисленные существующие ныне методологические подходы к рейтингам можно разделить на три крупные категории.

К первой категории относятся рейтинги с вычислением единого итогового балла - их применяют для ранжирования вузов в целом. Процедура такова: составляется набор показателей, им присваиваются веса, с учетом которых вычисляется единая итоговая оценка общего качества для данного вуза. Это очень распространенный подход, наиболее выдающимися примерами его применения могут послужить рейтинги журналов " U.S. News & World Report" и "Перспективы" (Польша).

Вторая категория - рейтинги вузов по конкретным дисциплинам, профессиональным программам обучения (специальностям) или предметам. В этом случае ранжированию подвергаются не вузы, а предлагаемые ими отдельные профессиональные образовательные программы или обучение по определенным предметам. Таким образом можно оценивать качество учебных программ любого уровня - от программ получения диплома бакалавра до магистерских, докторских или профессиональных программ. Такие рейтинги готовит журналы "Бизнес уик", "Файненшл Тайме", СНЕ совместно с журналом "Штерн" в Германии, журнал "Перспективы" в Польше и многие другие. Итак, два основных типа рейтингов - единый и по отдельным предметам.

Третий тип можно назвать очень просто - "другие", и разнообразие относящихся к нему методов исключительно велико. В эту категорию можно отнести все рейтинги, не поддающиеся классификации. Хорошим примером здесь является подход японской компании "Рекрут", которая готовит рейтинги вузов по каждому из 88 показателей исследования. В целом рейтинг выглядит так: под заголовком "Вопрос 1" следует рейтинговая таблица, затем "Вопрос 2" и соответствующая рейтинговая таблица и т.д. Другого механизма сортировки эта система не предусматривает.

Существует ряд систем, применяющих комбинированные подходы. Примером может служить единый рейтинг, в рамках которого составляется также рейтинг по отдельным профессиональным программам.

Структура. После определения типа рейтинга имеет смысл охарактеризовать его структуру. Рейтинг может иметь порядковую структуру. В таком случае вузам будут присвоены порядковые номера, и они расположатся в рейтинге в соответствии с этими номерами. Такой подход применяют "U.S. News & World Report", "Приложение по высшему образованию" к газете "Тайме", разработчики рейтингов в Нигерии, и DAAD в Германии. Другая возможная структура - группировка вузов по рейтингу. Например, рейтинг СНЕ "Штерн" объединяет ранжируемые вузы в три группы - лучшую, среднюю и худшую. Третий тип - комбинированная структура, когда каждому вузу присваивается количественная оценка, но данные публикуются только по определенному числу лучших вузов. Этот вариант представляет своего рода гибрид двух первых. Такой подход применяет "Рекрут", в рейтинг по каждому показателю включаются только 50 лучших вузов. Возможны и другие комбинации.

Частота. Очередной показатель - частота подготовки рейтингов. Рейтинги можно составлять ежегодно, каждые два или три года или через неравные промежутки времени. Однако в любом случае имеет смысл обдумать, с какой частотой публиковать рейтинги.

Тип вузов. Тип вузов - очередная необходимая составляющая типологии рейтингов. Обычно вузы принято сортировать по форме собственности - частные или государственные. Однако возможна сортировка по возрасту или местоположению (нигерийский подход) или по другим показателям. Например, в рейтинге газеты "Тайме" (Великобритания) ранжирование университетов проводят по возрасту: университеты, образованные до 1960 г.; университеты, образованные в 60-х годах; и университеты, образованные в 90-х годах. Очень часто вузы сортируются по объявленным ими миссиям.

Источники данных. Последняя составляющая типологии рейтингов - источники данных. С ней связано больше всего проблем. На международном уровне практически невозможно составить полный перечень всех возможных источников сведений для рейтингов - их слишком много. Обычно разработчики рейтингов применяют для сбора данных различные стратегии, предполагающие сочетание уже имеющихся данных со сведениями, собранными специально для определенного рейтинга. Приведем некоторые примеры различных типов источников сведений. Во-первых, рейтинг готовится с использованием данных, собранных самими вузами для каких-то других целей. Дополнительными источниками информации могут послужить анкетирование и социологические опросы студентов, преподавателей, работодателей и выпускников, анализ сведений государственных органов занятости, результаты независимой оценки, данные органов аккредитации или государственной аттестации и т.д. Все эти источники необходимо включить в раздел типологии рейтингов, посвященный источникам данных.

Итак, обобщая, приходим к выводу, что типология рейтингов должна включать следующие составляющие:

  • тип;
  • структуру;
  • частоту;
  • механизм сортировки;
  • источники данных.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.