Великобритания
07.02.2007 13:27


Рейтинги и табели о рангах являются неотъемлемой частью университетского сектора Соединенного Королевства уже в течение десяти лет. Каждая газета готовит свой рейтинг, используя различные допущения и весовые коэффициенты, но все они получают большую часть данных из трех источников:

  1. статистических сведений Центрального статистического бюро по высшему образованию (HESA);
  2. информации государственных органов финансирования - Совета но финансированию высшего образования Англии (HEFCE), Шотландского совета по финансированию высшего образования (SHEFC), Совета по высшему образованию и финансированию Уэльса (HEFCW), а также данных Службы приема в университеты и колледжи (UCAS):
  3. аудиторских оценок преподавания различных специальностей агентством по обеспечению качества в высшем образовании (Quality Assurance Agency - QAA) (табл. 1).

Таблица 1. Показатели рейтингов, подготовленных ведущими британскими газетами
(показатели, выделенные крупно и жирным шрифтом,
используются при подсчете единой общей оценки вуза)

  "Таймс" Приложение по высшему образованию в газете "Таймс" "Санди Таймс" "Файненшл Таймс" "Гуардиан" "Дейли Телеграф"
Вступительный конкурс, количество человек на место 1       X    
Оценки при поступлении (Оценки на экзаменах второго (продвинутого) уровня) 1,2 X X X X X  
Число студентов 2         X  
Процент зарубежных студентов 2       X    
Процент учащихся последипломных программ 2       X    
Процент студентов из государственных школ 3         X  
Процент студентов из низших классов 3         X  
Отношение числа штатных преподавателей к числу совместителей и почасовиков 2   X        
Отношение числа студентов к численности персонала 2 X X X X   X
Соотношение численности научно-исследовательскою и преподавательского персонала 2   X        
Оценка качества преподавания 4 X X X X X  
Опенка качества НИР 5 X X   X X  
Доход от НИР 2   X   X X  
Затраты на компьютеры и библиотеку 2 X X   X X  
Затраты на техническое оснащение для студентов 2 X X     X  
Проживание студентов 3            
Уровень отсева 3 X X X X X  
Класс степени 3 X X X X X  
Трудоустройство выпускников 7 X X X X    
Процент выпускников преподающих профессионально 7       X    
Процент выпускников занимающихся исследованиями 7       X    

Выбор и надежность данных. Эти данные используются органами финансирования и контроля качества для объективной оценки качества работы вуза как с академической (качество преподавания), так и с административной (эффективность, окупаемость) точек зрения. Все данные общедоступны, ознакомиться с ними можно на интернет-сайтах агентств или в ежегодных отчетах (HESA, 2002a, 2002b, 2002c). HEFCE также публикует ежегодный анализ академической эффективности британских университетов с использованием ряда количественных показателей эффективности и качества работы (нормированных для учета показателей студенческого контингента каждого вуза) (HEFCE, 2001).

Вначале используемые показатели были более благоприятны для университетов, имеющих давние традиции. Упор делался на научно-исследовательский потенциал и высококачественные аспирантские программы старых университетов в ущерб более новым вузам, сильные стороны которых лежат в области дипломной подготовки. Однако позже, в течение нескольких лет предпринимались попытки разработать более объективную картину для абитуриентов, планирующих поступить на программы получения диплома. Для этого вводились показатели качества обучения, уровня отсева и образовательных услуг, ориентированные в первую очередь на обучающихся по дипломным программам.

Тем не менее, методика сбора и представления информации небезупречна:

  1. Табели о рангах предназначены в первую очередь для выпускников средних школ, проживающих в Соединенном Королевстве, прошедших традиционную школьную подготовку, достигших продвинутого уровня и планирующих поступить на очные отделения вузов для получения степени. Государственные статистические источники, на основании которых составляются рейтинги, предоставляют те же сведения для других категорий студентов: зарубежных, взрослых, желающих поменять квалификацию, поступающих на курсы, не предполагающие получения степени. Однако эти данные не входят в рейтинги. Как считает Экклз, структурируя информацию таким образом, СМИ укрепляют традиционные взгляды на университет, которые обрисовывают в основном старинные университеты, но не вполне верно характеризуют происходящее в более новых британских вузах. Но еще более важнее то, что при этом не учитываются интересы значительной части потенциальных студентов, которые не могут по публикуемой в газетах информации (предназначенной для других групп потребителей) оценить, насколько тот или иной вуз соответствует их требованиям.

Таблица 2. Использование данных по вузам Соединенного Королевства,
собранных на государственном уровне

  Показатели качества Рейтинги
Данные собраны и проанализированы Органами финансирования.
Агентством по обеспечению
качества в высшем образовании
Национальными газетами
Цели Надежность.
Качество и стандарты.
Повышение качества вузов
Информирование общественности.
Рост продаж.
Повышение качества вузов
Охваченные вузы Все университеты и колледжи, предлагающие услуги высшего образования Университеты, наб ирающие преимущество обладателей степеней первого класса через UCAS
Кому предназначены Правительственным органам.
Руководству университетов и колледжей
Выпускникам школ (продвинутого уровня), планирующим очное высшее образование.
Поступающим на курсы получения степени первого класса.
Родителям (средний класс)
Учителям
Вид данных Результаты (в соотношении с ресурсами) Ресурсы, характеристика процесса и результаты не разделяются
  1. Рейтинги составляются на основе показателей, оценивающих ресурсы, процесс и результаты. По мнению экспертов, в результате некоторые показатели оценивают скорее студентов, чем собственно университеты. В рейтинге "Тайме", например, используется показатель среднего балла на экзаменах продвинутого уровня при поступлении, за счет чего многие ведущие университеты выигрывают, хотя они и не имеют никакого отношения к достижениям студентов на этом этапе. Процент студентов, оканчивающих курсы получения степени в установленный минимальный срок и получающих степени с отличием (степени первого и высшего второго класса), напрямую зависит от уровня подготовки студентов при поступлении, и, таким образом, показатель подготовки студентов при поступлении вновь работает в пользу университетов (HEFCE, 2001)."
  2. Статистические данные, предоставленные университетами, в особенности финансовые показатели, сравнивать напрямую не так просто, поскольку эти сведения в значительной степени зависят от особенностей административной структуры каждого отдельного университета. Различные итоговые показатели затрат, вошедшие в статистику HESA, направляются в указанные HESA государственные центры подсчета затрат из бухгалтерий отдельных университетов с указанием реальных ежедневных затрат. Эта процедура включает в себя перерасчет реальных затрат отдельных бухгалтерий по формуле и наоборот. Этот многократный пересчет вносит погрешности, которые зачастую превышают значение разницы в показателях рейтинга для разных вузов.

Несмотря на отдельные недостатки данных и методик подготовки университетских рейтингов, наличие более или менее современной сравнительной информации по университетам и колледжам в значительной степени является обоснованием и оправданием самого факта существования рейтингов с учетом того, что британцы привыкли руководствоваться различными справочниками и сравнительными таблицами.

Когда были опрошены более 8000 магистрантов в 12 университетах, то результаты опроса показали, что наиболее значительными факторами выбора университета были наличие в нем нужных образовательных профессиональных программ и хорошая репутация. Столь же важной для будущих студентов оказалась техническая оснащенность: наличие компьютеров, библиотеки и общее качество здания и аудиторий. Такое "субъективное впечатление" не может быть получено на основе численных баллов рейтинга. Однако именно "впечатление" было решающим при выборе университета для обучения из нескольких вузов, особенно для университетов, не имеющих давно устоявшейся репутации.

Если бы опубликованные рейтинги были значительным фактором, определяющим выбор вуза, можно было бы ожидать определенной реакции рынка на изменение положения отдельных вузов в рейтинге, однако ничего подобного не наблюдается.

Несмотря на незначительные ежегодные подвижки и рокировки университетов, занимающих соседние места в рейтинге, в целом рейтинги британских университетов остаются неизменными в течение последнего десятилетия. Сохраняется четко обозначенное разделение между более старыми университетами, расположенными в верхней части рейтинга, и вновь образованными, на долю которых приходится нижняя половина. С течением времени число абитуриентов университетов, расположенных в верхней половине рейтинга "Тайме", растет, что особенно заметно для вузов, занимающих первые места. Для вузов, расположенных в нижней половине таблицы, наблюдается тенденция к понижению числа абитуриентов.


__________________________________
  1. Ежегодные статистические отчеты UCAS.
  2. Ежегодные статистические отчеты и выборки HESA.
  3. Ежегодные отчеты HEFCE о качестве вузов.
  4. Оценка предметов QAA (прервана в 2001 г.).
  5. RAE (оценка деятельности национальных университетов, проводящаяся каждые пять лет).
  6. Рекламные издания университетов.
  7. Первое ежегодное исследование дальнейшей судьбы выпускников.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.