Германия
07.02.2007 16:11


В Германии идея рейтингов и других методов и процедур оценки качества возникла довольно поздно по сравнению с другими странами. В течение многих десятилетий в немецкой системе высшего образования культивировался и насаждался миф о равном качестве всех университетов Германии. Именно этим, а также выраженным стремлением к университетской автономии можно объяснить отставание Германии в вопросах оценки качества. До начала 80-х годов большинство лидеров в области высшего образования активно сопротивлялось идеям конкуренции и оценки качества. Однако в период нехватки ресурсов вопросы надежности, конкуренции и управления качеством привлекли внимание общественности. Примерно тогда же общество пришло к осознанию неравного качества немецких университетов, которое изначально обсуждалось с точки зрения "профилей". В 1989 г. еженедельный журнал "Шпигель" поставил прямой вопрос: "Какой университет самый лучший?" В 90-х годах были опубликованы первые рейтинги вузов, но только по отдельным предметам.

В 1998 г. после двухлетнего подготовительного периода Центр по развитию высшего образования (СНЕ) провел первые рейтинги вузов. С 1999 г. рейтинги публикуются совместно с еженедельным журналом "Штерн". Центр по развитию высшего образования был создан в мае 1994 г. но решению Конференции немецких ректоров совместно с фондом Бертельсманна. В задачи Центра входит консультативная помощь в продвижении реформ в системе высшего образования для немецких вузов. СНЕ определяет себя как "мозговой ресурс" и консультативную группу по вопросам высшего образования. Как некоммерческая организация, СНЕ формулирует внепартийные политические цели, разрабатывает интегрированные концепции и в тесном сотрудничестве с академическими и правительственными органами исследует, инициируя ряд экспериментальных проектов, возможные пути будущего развития. Одной из основополагающих целей СНЕ является обеспечение прозрачности и открытости образовательного пространства Германии.

В связи с ограниченностью ресурсов рейтинги СНЕ не покрывают все предметы. В них входит около тридцати наук, объединенных в группы. Сведения обновляются каждые три года. В 1998 г. освещались экономика и химия, в 2003 г. прибавились биология и медицина. Таким образом планируется охватить рейтингом предметы, изучаемые примерно 75% всех студентов, поступающих в немецкие университеты. Все результаты и все показатели размещаются в Интернете. Бесплатно получить результаты рейтинга можно по адресу: www.dashochschulranking.de. Интерактивные возможности Интернета позволяют пользователю создать свой индивидуальный рейтинг, выбрав и взвесив показатели сообразно собственным приоритетам и предпочтениям. Версия рейтинга 2002 г. впервые позволила отследить ход развития в области экономики и права - предметов, рейтинг которых проводился соответственно в 1998 и 1999 гг.

Методология. Для методических принципов рейтингов СНЕ характерны три особенности:

  1. Рейтинг ориентирован в первую очередь на выпускников школ, в частности, на абитуриентов университетов, которые выбирают для себя определенную специальность, образовательную программу университета, а не ради университета как такового. Поэтому рейтингу подвергаются не университеты в целом, а преподавание отдельных предметов или специальностей. В основе такого подхода лежит предположение, что поскольку в университете преподаются многочисленные и разнообразные дисциплины и образовательные программы, достаточно сложно ранжировать университет как единое целое. К тому же, имеющиеся данные свидетельствуют о значительных колебаниях уровня качества преподавания различных предметов внутри одного университета. Университет может иметь высокий рейтинг по физике и низкий - по литературе. В таком случае, если оценивать университет в целом, то рейтинг будет иметь среднее значение
  2. Более того, даже по предметам рейтинги СНЕ не предполагают вычисления единого общего балла по всем показателям с применением весовых коэффициентов. При том, что рейтинги в первую очередь ориентированы на обучающихся, необходимо учитывать индивидуальные пожелания и предпочтения внутри группы потребителей. Некоторые студенты хотели бы учиться в университете, где ведется активная исследовательская работа (показателями которой могут служить количество публикаций, количество и финансирование грантов, выделенных на научные исследования и прочие показатели), другие предпочли бы университет, в котором упор делается на тесные контакты студентов с преподавателями, качество обучения и сокращение срока учебы. Единая оценка не позволит учесть все эти специфические особенности. Благодаря интерактивным возможностям Интернета пользователи могут составить для себя индивидуальный рейтинг, выбрав и взвесив нужные им показатели.

Более того, при вычислении общего балла неминуемо остается за скобками тот факт, что разные университеты преподают один и тот же предмет по-разному. Например, университет А может особое внимание уделять преподаванию и наставничеству, взаимодействию студентов и преподавателей. А в университете В сильной стороной в преподавании той же науки может быть исследовательская активность на раннем этане изучения курса. В случае вычисления и использования единой оценки составителям рейтинга придется либо решать, какой профиль важнее, либо присвоить обоим показателям равный вес, что приведет к выравниванию профилей до среднего значения. Соответственно, рейтинг СНЕ носит многомерный характер, каждый показатель ранжируется отдельно, а пользователь должен сам выбрать наиболее важные для себя показатели.

Во многих случаях данные недостаточно точны для того, чтобы уверенно определить однозначное положение в табеле о рангах. Или, если объяснять это в терминах статистики, подобная процедура игнорирует существование стандартных ошибок. Поэтому рейтинги СНЕ делят университеты на три группы: самые лучшие попадают в первую группу, самые плохие - в последнюю. Остальные занимают промежуточное положение.

Процедура группировки зависит от типа показателей: фактические (например, соотношение числа студентов и численности преподавательского состава, число публикаций) группируются в колонках по четыре. Верхняя и нижняя позиция считаются соответственно первой и последней; две средние позиции соответствуют среднему положению в рейтинге. В случае субъективных показателей, основанных на данных социологического опроса, т.е. мнениях студентов и профессоров, принимается во внимание расхождение во мнениях внутри отдельного университета по сравнению с общей оценкой.

Показатели. Выбор показателей имеет решающее значение при подготовке рейтинга. Рейтинги различаются по источникам данных и по качеству (важности, весомости) показателей.

Показатели выбираются исходя из потребностей потенциальных потребителей рейтинга. В течение почти двухлетнего подготовительного периода СНЕ подобрал необходимые показатели при поддержке консультативного совета, в который входят эксперты по оценке и члены профессиональных и университетских ассоциаций. Для того чтобы учесть мнение и потребности потенциальных потребителей, в ходе деятельности по выбору показателей проводились регулярные встречи с выпускниками школ и студентами.

По результатам процесса была подготовлена "модель решения", состоящая из девяти компонентов процесса принятия решения. Каждый компонент включает в себя несколько показателей - всего около тридцати пяти (в зависимости от предмета).

Среди компонентов - общие сведения о городах (например, средняя стоимость найма жилья) и университетах (размер, тип, дата основания), характеристика контингента студентов, основные сведения о курсах и преподавании, некоторые аспекты трудоустройства, исследовательский и трудовой рынки, а также общее мнение профессоров и студентов.

Рейтинги СНЕ применяют многосторонний подход.

Во-первых, каждый компонент включает в себя показатели, данные по которым получены из разных источников. Например, по компоненту "исследования" введены показатели, основанные на данных, предоставляемых профессорско-преподавательским составом (например, количество исследовательских грантов, число докторских степеней); по различным базам данных (указатель научных ссылок, указатель социальных ссылок, а также некоторые другие чисто немецкие базы данных по отдельным предметам) проведен библиометрический анализ. По этому же компоненту используются показатели, основанные на результатах опроса профессуры (например, репутация в исследовательской области).

Во-вторых, набор показателей сочетает объективные факты с субъективными оценками. Например, по компоненту "преподавание" используются такие фактические показатели, как соотношение числа студентов и численности персонала или средняя продолжительность обучения (которая в немецких университетах колеблется весьма значительно - в некоторых дипломных курсах разница составляет до 3 лет), наряду с оценкой профессоров и студентов об организации курса, контактах между профессорами и студентами, библиотеках, компьютерной оснащенности и т.д.

Другой пример - селективность университета, которая обычно измеряется процентом поступивших абитуриентов. Эта информация важна, поскольку позволяет получить представление об уровне элитарности программы и/или университета и позиции абитуриента оценить вероятность поступления.

Источники данных. Поскольку СНЕ использует многосторонний подход, данные поступают из разных источников. СНЕ по возможности стремится уравновесить все данные из одного источника соответствующими сведениями, полученными иным образом, особенно в случае учета субъективных мнений. Рейтинг основан на нескольких источниках данных и опросах:

  • университеты предоставляют информацию об оплате, размещении, студентах, центральных услугах (на сегодняшний момент участвует более 300 университетов);
  • кафедры представляют информацию об образовательных программах, персонале, исследовательской деятельности (участвуют более 2000 кафедр);
  • анкетирование профессорско-преподавательского состава: ежегодно всем преподавателям, работающим в области, охваченной рейтингом, рассылаются анкеты (в 2002 г. в опросе участвовало около 14000 профессоров). Профессорам предлагалось высказать мнение о своем университете (программы, ресурсы, исследовательская деятельность), а также назвать университеты, имеющие наилучшую репутацию в этой области;
  • анкетирование студентов: случайным образом выбирается 300 студентов по каждой программе. Анализируется более 100 000 студенческих анкет. Многие вопросы анкет совпадают с вопросами, предложенными профессорам. Это позволяет сравнивать мнения о программе с точки зрения преподавателей и студентов. Кроме того, студентов опрашивают об условиях проживания;
  • библиометрический анализ проводится только для тех предметов, для которых имеются достоверные данные;
  • анализ патентов: в области технических наук рейтинг СНЕ приводит первый всеобъемлющий сравнительный анализ патентов, полученных немецкими университетами;
  • анкетирование выпускников: в настоящее время СНЕ планирует провести сравнительные опросы выпускников. В немецких университетах не существует традиции поддержания контактов с выпускниками. Большинство университетов не располагает систематической информацией о своих выпускниках и не делает попыток проследить их судьбу по окончании курса.

Ежегодно СНЕ формирует консультативный совет по соответствующей специальности (предмету), в который входят представители ассоциаций факультетов и/или научных ассоциаций по данной специальности (предмету). С учетом особенностей каждой специальности (предмета) совет дает рекомендации по подбору показателей, подготовке анкет и других методических вопросов. И, наконец, данные подвергаются последней проверке - на достоверность. Помимо профессионального опыта членов консультативного совета, СНЕ использует статистические процедуры, в частности, для определения экстремальных значений и нестыковок в собранных данных. Значительная часть данных, собранных СНЕ, не публикуется, поскольку организация предпочитает обнародовать только достоверные и надежные сведения.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.