Япония
07.02.2007 16:19


Исключительно жесткие требования, предъявляемые к поступающим в вузы, обусловили появление ряда периодических изданий, снабжавших учеников старших классов информацией о рынке образовательных услуг. Подобные издания широко распространялись среди абитуриентов еще до начала Второй мировой войны. В 50-х годах журналы начали публиковать сведения о конкурсах при поступлении в определенные вузы и о процедурах подачи документов, рекомендации по подбору университета. Введение государственной системы стандартизованных вступительных экзаменов для всех государственных университетов привело к тому, что абитуриенты начали выбирать вуз в зависимости от проходного балла.

Подобная тактика подверглась резкой критике из-за чрезмерного упора на единственный показатель отбора - академическую успеваемость. Примерно тогда же Центральный совет по образованию - консультативный орган при Министерстве образования - выпустил меморандум, в котором содержались рекомендации по усилению индивидуального подхода к отбору абитуриентов и студентов вузов.

Критика практики отбора студентов по единственному критерию привела к тому, что изменилась концепция рейтингов университетов, была подчеркнута необходимость использования многочисленных показателей. Пресса и общественное мнение обратили самое пристальное внимание на процесс и результаты высшего образования.

В связи с возникшей в обществе потребностью в оценке и рейтингах вузов в 1990 г. несколько организаций предложили новые типы рейтингов. В данной главе мы рассмотрим наиболее популярные рейтинги, предложенные "Асахи Симбун", "Рекрут" и "Даймонд".

Университетский рейтинг "Асахи Симбун". В 1994 г. одна из ведущих японских газет, "Асахи Симбун", начала публикацию ежегодных "Рейтингов университетов". Эта практика продолжается и по сей день. Целью публикации является предоставление абитуриентам, готовящимся к поступлению в университет, полной и достоверной информации о японских вузах.

В Японии выпускники средней школы обычно выбирают университет, руководствуясь необходимым для поступления количеством баллов. Первые двадцать университетов считаются наиболее престижными.

В этой ситуации "Асахи Симбун" разработала принципиально иную систему рейтингов по различным показателям для того, чтобы снабдить старшеклассников более полной и разнообразной информацией. Например, "Асахи Симбун" публикует рейтинги университетов по числу научных публикаций профессорско-преподавательского состава; по числу публикаций, процитированных в других работах; по объему правительственного финансирования научно-исследовательских работ.

В начале 90-х годов общественность восприняла эту концепцию рейтинга без энтузиазма, и университеты весьма неохотно предоставляли требуемую информацию. Однако, к концу 90-х годов ситуация в корне изменилась: акценты были смещены в пользу идеи ответственности университетов перед обществом. Японская общественность весьма ревниво отслеживает, какой вклад вносят университеты в общественное развитие в области образования и научно-исследовательской деятельности.

До 80-х годов японские университеты практически не подвергались никакой внешней оценке, им не приходилось сталкиваться с конкуренцией. Зачастую университетские профессора не проводили научных исследований, не публиковали научных работ и десятилетиями повторяли одни и тс же лекции. Для того чтобы преодолеть эту порочную практику, Министерство образования, университеты и крупные коммерческие компании, озабоченные будущим японских вузов, совместно выработали новую политику внедрения в систему высшего образования конкурентной борьбы, которая должна оживить и стимулировать образовательную и исследовательскую деятельность.

В этих условиях "Рейтинги университетов" приобрели совершенно новое значение. Изначально их целью было предоставление абитуриентам информации о различных вузах. В настоящее время "Рейтинги университетов" содержат базовые сведения, такие, как число научных публикаций, выпущенных университетом; число публикаций, процитированных в других работах; объем правительственного финансирования исследовательской деятельности и вклад в общественное развитие. По этим показателям можно оценить качество работы университета.

"Рейтинги университетов" сортируют вузы по трем основным моментам: образовательной деятельности, исследовательской деятельности и вкладу в общественное развитие.

Наибольшую трудность для сотрудников "Асахи Симбун" представляла разработка стандартной методики оценки японских университетов. Размер японских вузов колеблется в очень широких пределах. Некоторые очень велики и охватывают все области знания, другие - небольшие колледжи, деятельность которых ограничена одной специальностью. Столь же неоднородны такие показатели, как число студентов, ППС, уровень материально-технической оснащенности. Поэтому достаточно затруднительно оценивать столь разные вузы по одной шкале. В связи с этим было принято решение отказаться от тотальных рейтингов. Когда речь идет о японских вузах, любая "тотальность" практически недостижима.

"Асахи Симбун" руководствуется очень простым принципом - использовать любую информацию, которую можно получить. Ежегодно собираются сведения по более чем семидесяти показателям, это число может меняться. Интересно отметить, что "Асахи Симбун" не объединяет многочисленные показатели в единый всеобъемлющий критерий. "Асахи Симбун" постоянно подчеркивает свое стремление уйти от традиционной системы рейтинга за счет использования многочисленных показателей. Однако совершенно очевидно, и этого никто не отрицает, что рейтинги "Асахи Симбун" ориентированы в первую очередь не на абитуриентов, а на преподавателей и других университетских деятелей.

Рейтинги, подготовленные компанией "Рекрут" по результатам анкетирования студентов. Компания "Рекрут Лтд." представляет рейтинги вузов, подготовленные по результатам опроса мнения студентов. Эта компания имеет весьма широкие коммерческие интересы, среди которых предоставление информации о вузах учащимся старших классов и их учителям. Для этой цели "Рекрут" выпускает сборники и поддерживает веб-сайт. Все расходы берут на себя университеты, поэтому школьники и учителя получают информацию - бесплатно. Таким образом, "Рекрут" круглогодично обеспечивает информацией школьников, планирующих поступить в вузы. В настоящее время публикации "Рекрут Лтд." освещают положение дел в более чем 90% университетов и двухлетних колледжей в Японии.

"Рекрут" провел первый опрос в 1997 г. и повторил его два года спустя. Третий опрос был запланирован на 2001 г., с тем, чтобы выдержать двухгодичный интервал, но из-за финансовых сложностей его пришлось отменить.

Целью компании является предоставление старшеклассникам полезной и достоверной информации, которая поможет им выбрать вуз для продолжения образования. Проблема заключается в том, что, как правило, при подборе вуза японские школьники руководствуются лишь уровнем конкурса при поступлении и минимальными сведениями о репутации и традициях университета, оставляя без внимания многие другие факторы. С такой узкой точки зрения востребованными оказываются лишь немногие университеты.

В ходе анкетирования студентам предлагалось ответить на разнообразные вопросы об уровне образовательных услуг, полученных ими в их вузах. Опрос охватил 260 вузов, в каждый из которых ежегодно зачисляется более 600 студентов. Более мелкие вузы были исключены из опроса.

Вопросы были поделены на два основных блока. Первый блок назывался "Мнение студентов о качестве образовательных услуг". В него вошли 67 вопросов, затрагивающих такие моменты, как материально-техническая оснащенность и место расположения вуза, информационные системы, учебные планы и библиотечные материалы, содержание и методы преподавания, профессорско-преподавательский состав. Студентам предлагалось выбрать один из пяти вариантов ответа, от "полностью согласен" до "категорически не согласен".

Второй блок включал в себя 19 вопросов. Студентам предлагалось оценить полезность образовательных услуг с точки зрения приобретения знаний и навыков, необходимых для самостоятельного существования в обществе.

67 вопросов первого блока относились к оценке механизмов и методов оказания образовательных услуг, т.е. применительно к "учебному процессу", а второй блок скорее оценивал результаты процесса. Он был добавлен в связи с тем, что, по мнению руководства компании "Рекрут Лтд.", одной из наиболее важных, но оставшихся без должного внимания задач университетов является "укрепление полезности и самостоятельности личности в обществе".

Кроме того, в ходе опроса студентам предлагали ответить на общие вопросы о качестве работы университета и степени их удовлетворенности обучением. Все эти 88 вопросов полностью описывали мнение студентов об университетском образовании. Компания "Рекрут" считала необходимым опубликовать ответы студентов на эти вопросы, полагая, что они могут помочь выпускникам старших классов выбрать наиболее подходящие вузы.

Анкеты были предложены 78 000 студентов - по триста в каждом университете. Респонденты выбирались случайно из числа старшекурсников. Данные по каждому из 252 выбранных университетов обрабатывались только в том случае, если анкету заполнили не менее 30 студентов из данного вуза. На основании средневзвешенных значений и девиаций для всех 88 вопросов по каждому университету были рассчитаны институциональные показатели и составлен рейтинг университетов по каждому критерию.

Итоговой целью исследования было расширить подход старшеклассников, их учителей и родителей к выбору вуза, позволить им всесторонне рассмотреть проблему и выбрать вуз, руководствуясь наиболее существенными для каждого критериями.

Именно в силу последней причины "Рекрут" воздержался от объединения результатов ответов на все 88 вопросов в единый рейтинг университетов, а предпочел опубликовать 88 отдельных рейтингов но каждому вопросу. При опубликовании результатов в рейтинг были включены только первые пятьдесят университетов.

Результаты опроса, проведенные в 1999 году, свидетельствуют о том, что в целом материально-техническая оснащенность японских университетов значительно улучшилась, но содержание образовательных программ и подход к образованию еще оставляют желать лучшего. В частности, неудовлетворительными были признаны методы очного преподавания. Кроме того, выяснилось, что, по мнению студентов, мелкие вузы предоставляют более глубокие знания, чем крупные университеты. Сравнительно новые институты активно вводят новые области знания и применяют современные образовательные методы. Общий обзор представляет значительный интерес для всех интересующихся положением дел в системе высшего образования Японии.

При рассмотрении отдельных рейтингов выяснилось, что каждый университет занимает разные места по разным показателям. Таким образом, при разностороннем подходе к выбору вуза будущие студенты смогут понять, что каждый университет имеет свои достоинства и недостатки.

Может показаться удивительным, но активнее всего на результаты анкетирования прореагировали именно университеты, которые получили возможность сравнить уровень своей работы с аналогичными показателями других вузов и лучше осознать свои сильные и слабые стороны.

"Даймонд" - журнал, посвященный проблемам промышленности и предпринимательства, - также публикует рейтинги университетов, сортируя их в зависимости от репутации, которой их выпускники пользуются среди кадровых служб крупных компаний. Эти рейтинги не вполне свободны от влияния выпускников соответствующих вузов в деловом мире. Именно поэтому первые места в них обычно занимают самые крупные и старые частные университеты, выпустившие большое число удачливых предпринимателей.

Не так давно этот журнал начал публикацию рейтингов вузов по финансовому профилю. Такой подход объясняется достаточно сложной ситуацией на рынке высшего образования Японии. Университеты, особенно частные, рассматриваются как коммерческие предприятия, в которые можно вкладывать деньги. На самом деле большинство частных университетов получают банковские кредиты и инвестируют их в свои ресурсы. Поэтому особую важность для банков приобретают финансовые показатели, позволяющие определить уровень "риска" инвестиций.

Международные рейтинги. По мнению авторов статьи, вызывает сомнения достоверность и правомерность международных рейтингов университетов. Газета Asia Week предприняла попытку подготовить международный рейтинг азиатских университетов и популяризировать лучшие из них. Однако из-за различного общественного устройства и экономического положения стран Азии объективное сравнение университетов оказалось практически невозможным. Японские университеты все время занимали первые места, в основном за счет более благоприятных финансовых условий и долгосрочных традиций, следовательно, японские университеты находятся в привилегированном положении. Поэтому и по некоторым другим причинам Токийский университет, китайские и тайваньские вузы зачастую отказывались участвовать в рейтингах Asia Week или не предоставляли требуемой информации. В 2000 г. Asia Week была закрыта, и неудачные попытки создания международных рейтингов закончились.

Рейтинги университетов по селективности до сих пор играют значительную роль, по крайней мере, в высшей лиге. Все попытки вычленить более важные показатели, чем селективность, оказались неудачными. Тем не менее миогофакторные рейтинги университетов стимулировали развитие процесса оценки качества вузов, некоторые из них пользуются значительным влиянием, особенно среди вузов и преподавателей. Можно сказать, что рейтинги сыграли свою роль в ускорении университетских реформ в Японии.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.