Польша
07.02.2007 16:26


В Польше публикация образовательных рейтингов началась с 1992 года издательством "Перспективы". Благодаря сотрудничеству издательства с университетами публикация рейтингов завоевала широкую популярность и стала значительным событием в общественной жизни страны.

90-е годы в Польше отмечены лавинообразным развитием частного сектора образования. С точки зрения "Перспектив" в этой ситуации общество нуждалось в профессиональной образовательной консультативной службе. Поэтому был учрежден отдел рейтингов, который в течение года собирает и проверяет данные, и готовит на их основе профессиональные рейтинги. На 2000 год отделом подготовлено одиннадцать рейтингов варшавских средних школ, четыре рейтинга государственных средних школ и три рейтинга университетов. В 2000 году был выпущен первый рейтинг программ MB А. В настоящее время результаты рейтингов доступны на сайте издательства по адресу: www.perspektiwу.pl, где также подробно излагается методика составления рейтингов.

По мнению польских ученых, объективный рейтинг невозможен, поскольку по меньшей мере дважды в процессе его подготовки срабатывает субъективное мнение разработчиков. Первое субъективное решение принимается в процессе выбора показателей для оценки по различным критериям, второе - при утверждении процентных весовых мер по конкретным показателям. Ни одна из процедур в этой области не является идеальной. Именно поэтому разработчики рейтинга должны в своих решениях руководствоваться здравым смыслом и выбрать процедуру, представляющуюся оптимальной в данной ситуации.

Поэтому руководство "Перспектив" приняло решение - учредить влиятельный консультативный орган для каждого рейтинга - Совет рейтинга. В случае общего университетского рейтинга Совет состоит из 8-10 человек, представляющих работодателей. В их задачи входит выбрать и оценить критерии и методы, наблюдать за процессом подготовки рейтинга и утвердить окончательные результаты. Представители руководства университетов - ректоры и деканы - к работе в Совете не допускаются.

Ответственным за научную часть рейтинга - методологию - избирается ученый. Отдел рейтингов проделал колоссальную работу по сбору и проверке данных, необходимых для расчета рейтингов (подробно методика описана ниже). Собравшись в конце марта 2002 г., Совет утвердил полученные результаты. Они были представлены публике во время встречи, состоявшейся в середине апреля.

Рейтинг состоит из трех элементов:

  • общеуниверситетского рейтинга, который охватывает все университеты и колледжи Польши (кроме школ изящных искусств), имеющих право присуждения докторской степени. В нем представляются 75 лучших вузов, а также субрейтинги вузов различных типов, основанные на той же классификации. В 2002 г. в рейтинг были включены частные вузы, получившие право присуждения докторской степени;
  • рейтинга школ изящных искусств, учитывающего специфику набора и обучения в подобных вузах;
  • рейтинга частных университетов, разработанного специально для того, чтобы популяризировать эту группу вузов. В общеуниверситетском рейтинге они не смогут соперничать с государственными учреждениями. Поэтому публикуется перечень 100 лучших частных вузов.

Кроме того, "Перспективы" публикуют рейтинг престижности специальности, основанный на мнениях и предпочтениях крупнейших работодателей и самых молодых польских заслуженных преподавателей, получивших свои звания в 2000 и 2001 гг. Этот рейтинг помогает молодежи выбрать лучшие вузы для изучения определенной науки (права, экономики, медицины, архитектуры, гуманитарных наук, сельского хозяйства, технологии, инженерных специальностей, биологии и естественных наук, изящных искусств и физкультуры).

Методология формирования рейтингов университетов. По решению Совета рейтингов университеты оцениваются но престижу, уровню научной работы и условиям учебы. Эти черты оцениваются по шестнадцати критериям. Одним из источников данных являются анкеты, разработанные организаторами рейтинга. Используются также сведения из официального издания Центрального статистического бюро Польши (GUS) "Высшее образование и его финансирование", распространяемого Министерством национального образования и спорта, а также "Базовые сведения по высшему образованию" и последние сведения Комитета по научно-исследовательской деятельности (KBN). Рейтинг не охватывает вузы, которые не выпустили по крайней мере два выпуска студентов.

Престиж. Хороший вуз должен иметь определенный престиж. Этот показатель измеряется по оценкам выпускников и по положению преподавателей в научном сообществе. Также престиж оценивается по количеству упоминаний научных трудов профессоров университета, получивших свое звание в последние два года и по анкетам, заполненным представителями крупных компаний. Мнения представителей этих двух групп - работодателей и ученых/академических деятелей - имеют равный вес при оценке престижа каждого вуза. В финальном рейтинге используются значения показателей из обеих групп со статистическим весовым фактором 25% соответственно относительно максимального значения показателей.

Научный уровень. Другая группа критериев относится к научному и интеллектуальному уровню университета. Они описывают научно-исследовательские возможности, которыми располагает университет, и оцениваются по следующим показателям:

  • научной мощности, которая определяется числом научных званий и степеней, полученных академическим персоналом за последний год на основе весовых значений, присвоенных степеням и званиям Министерством национального образования и спорта, в алгоритме распределения бюджетной поддержки с учетом общего количества профессоров, ассистентов профессоров и обладателей докторской степени в каждом вузе. Рабочий индекс, используемый в этой категории для вычислений, имеет вес - 10%;
  • научному потенциалу, описываемому в терминах вычисления среднего значения так называемых категорий, присвоенных кафедрам вуза KBN. Эти данные и соответственно результат так называемой KBN-категоризации, имеют вес - 10 %;
  • вступительному конкурсу, измеряемому числом абитуриентов на одно место в данном вузе - 2,5%;
  • диверсификации предложения образовательных услуг, измеряемой соотношением числа учащихся последипломных программ к общему числу студентов в данном вузе, включая студентов последипломных программ - 4,5%;
  • квалификации факультетских преподавателей, определяемой как процент высококвалифицированных преподавателей (ассистентов профессоров и профессоров) в общем числе преподавателей - 3%.

Поскольку внешняя оценка, проводимая KBN (Комитет по научно-исследовательской деятельности), GUS (Центральным статистическим бюро) и MENiS (Министерством национального образования и спорта) предоставляет объективные данные о научном и интеллектуальном потенциале каждого вуза, этот групповой критерий принимается во внимание и ему присваивается весовой коэффициент 30%.

Условия обучения. Поскольку условия обучения влияют на выбор вуза, они принимаются во внимание при составлении рейтинга вузов, и этому критерию присвоен общий вес 20%. Условия обучения оцениваются по следующим показателям:

  • контактам студентов с преподавателями, измеряемым по отношению числа академических преподавателей (с использованием весовых значений Министерства национального образования и спорта, т.е. обладатели докторской степени - 1; ассистенты профессоров - 1,5; профессора - 2) к числу студентов (студенты-очники - вес 1, заочники и вечерники -0,3). Этому показателю присвоен общий вес - 10%;
  • библиотечным ресурсам, измеряемым числом томов в библиотеке, - 1%;
  • польским журналам - количеству изданий, на которые оформлена подписка, - 0,5%;
  • иностранным журналам - количеству изданий, на которые оформлена подписка, - 0,5%;
  • наличию мест в читальном зале, измеряется соотношением числа мест к числу студентов - 1%;
  • компьютеризации библиотеки, измеряемой по уровню компьютеризации библиотеки и каталога, а также степенью доступа к базам данных полных текстов журналов, - 2%;
  • многокультурной среде, измеряемой отношением числа иностранных студентов к общему числу студентов, - 1%;
  • доступу студентов из других областей страны, измеряемой числом мест в общежитии на одного студента-очника, - 1%;
  • возможностям развития навыков исследовательской работы, измеряемой отношением числа требуемых исследовательских часов к числу студентов, - 1%;
  • возможностям культурного развития, измеряемым отношением числа студенческих организаций, хоров и театров к числу студентов, - 1%;
  • поддержке выпускников, измеряемой количеством центров трудоустройства в вузах. Университеты, в которых созданы подобные центры, получают максимальное число очков и весовой коэффициент - 1%.

Всем упомянутым выше показателям присваиваются коэффициенты, значение которых определяется соотношением между значением показателя для данного университета и максимальным значением этого показателя. Например, если вуз А в анкетах, разосланных работодателям, по какому-либо показателю получил оценку в 150 баллов и эта оценка наибольшая из всех школ, то 150 приравнивается к единице. Коэффициент этою показателя для вуза А будет составлять 1. Если некий вуз В получил по тому же показателю оценку в 75 баллов, то коэффициент этого показателя для вуза В составит 0,5. Рассчитанные таким образом коэффициенты с учетом весов, присвоенных Советом рейтинга, используются для вычисления рейтинговых баллов, а взвешенная сумма коэффициентов будет являться промежуточным (рабочим) баллом рейтинга. На основе этого балла определяется положение вузов в промежуточных рейтингах на текущий год.

Окончательный рейтинг составляется с учетом результатов прошлогоднего рейтинга (вес 0,25) и промежуточного балла рейтинга этого года (вес 0, 75). Это соотношение можно выразить следующей формулой:

W2005 = 0 25 * W2004 + 0,75 * WR2005,
где
W2005 - окончательный балл рейтинга для 2005 г.,
W2004 - окончательный балл рейтинга 2004 г.,
WR2005 - промежуточный балл 2005 г.

Учет показателей прошлого рейтинга (т.н. "якорь") преследует двоякую цель - исключить возможность неоправданного изменения положения отдельных университетов в рейтинге в результате случайного совпадения различных факторов и обеспечить возможность использования данных, собранных в прошлом году (другими людьми). Такой "якорь" с достаточным весом, чтобы не позволить университету "дрейфовать" по рейтинговой таблице случайным образом, но в то же время он не тормозит прогрессивных подвижек.

Методология формирования рейтинга частных университетов. Повсеместно в Польше наблюдается ускоренный рост частного сектора высшего образования: частные университеты возникают один за другим. Возраст одного из самых старых частных университетов в Польше не превышает 12-ти лет (почти как в Казахстане!), поэтому нельзя оценивать их качество с тex же позиций, что качество 600-летнего Ягеллоновского университета. Поэтому Совет рейтинга принял решение о разработке отдельного рейтинга частных университетов.

Рейтинг частных университетов готовится по данным, получаемым напрямую из университетов посредством проведения опроса, а также по результатам анкетирования крупнейших работодателей и заслуженных преподавателей.

С учетом специфики положения частных вузов для их ранжирования применяются критерии, некоторым образом отличающиеся от критериев рейтинга для государственных вузов. Три группы критериев остаются неизменными, а именно: престиж (который имеет вес 50%, данные по этой группе показателей берутся из тех же источников, что и для общеуниверситетского рейтинга), научный уровень (30%) и условия обучения (20%), однако в последние две группы входят несколько иные показатели, поэтому рассмотрим только эти две группы.

Научный (интеллектуальный) уровень. Предполагается, что интеллектуальные возможности вуза оцениваются исходя из:

  • права присуждения докторской степени - 10%;
  • права предлагать магистерские программы - 7%;
  • квалификации профессорско-преподавательского состава, определяемой как процент высококвалифицированных преподавателей (ассистентов профессоров и профессоров) в общем числе преподавателей - 3 %;
  • аккредитации, измеряемой числом агентств (например, EQUIS и SEM Forum), в которых университет прошел аккредитацию - 2%;
  • вступительного конкурса - числа абитуриентов на одно место - 0,5%;
  • методов отбора, которые оцениваются по 4-балльной шкале: вступительные экзамены - 1; интервью - 2; оценки средней школы - 3; рассмотрение заявлений на поступление - 4. Максимальный балл присвоен вступительным экзаменам - 0,5%;
  • диверсификации предлагаемых образовательных услуг, определяемой отношением числа учащихся последипломных программ к общему числу студентов, включая учащихся последипломных программ - 2%;
  • публикаций, которые оцениваются по общему печатному объему публикаций данного вуза - 1%;
  • научных публикаций профессорско-преподавательского состава, которые оцениваются по числу работ, опубликованных преподавателями и другими научными работниками данного вуза - 2 %;
  • проектов KBN (Государственного комитета по научно-исследовательской деятельности) - числа исследовательских грантов вуза, в финансировании которых участвует KBN - 1%;
  • собственных проектов - числа исследовательских проектов, осуществляемых вузом за счет собственных средств - 1%.

Условия обучения. Поскольку условия обучения влияют на выбор вуза, они принимаются во внимание при составлении рейтинга частных вузов, и этому критерию присвоен общий вес 20%. Условия обучения оцениваются по следующим показателям:

  • контактам студентов с преподавателями, измеряемым по отношению числа академических преподавателей (с использованием весовых значений Министерства национального образования и спорта, т.е. обладатели докторской степени - 1; ассистенты профессоров - 1,5; профессора - 2) к числу студентов (студенты-очники - вес 1, заочники и вечерники - 0,3). Этому показателю присвоен общий вес 10%;
  • библиотечным ресурсам, измеряемым числом томов в библиотеке - 1%;
  • наличию мест в читальном зале, измеряемому отношением числа мест в читальном зале к общей численности студентов, - 1%;
  • компьютеризации библиотеки, измеряемой уровнем компьютеризации библиотеки и каталога, а также степенью доступа к базам данных полных текстов журналов, - 2%;
  • польским журналам - количеству изданий, на которые оформлена подписка - 0,5%;
  • иностранным журналам - количеству изданий, на которые оформлена подписка - 0,5%;
  • учебной базой, измеряемой отношением учебного пространства вуза к общему учебному пространству - 4,5%;
  • площади на одного студента - отношению общей площади вуза к общему числу студентов - 0,5%;
  • связям с местным сообществом, оцениваемым Советом рейтинга по 10-балльной шкале по результатам анкетирования и на основе накопленной информации - 2%;

У доступности для студентов из других регионов, измеряемой числом мест в общежитии на одного студента-очника - 0.5%;

  • поддержке выпускников, определяемой по наличию в вузах центров трудоустройства - 0,5%;
  • научному сотрудничеству с зарубежными странами, оценивающемуся по числу соглашений о сотрудничестве, а также по студенческому и преподавательскому обмену с зарубежными вузами - 0,5 %;
  • мультикультурной среде, измеряемой отношением числа иностранных студентов к общему числу студентов - 1%;
  • возможностям развития навыков исследовательской работы, измеряемой отношением числа внеклассных исследовательских часов к числу студентов-очников - 0,5%;
  • возможностям культурного развития, измеряемым отношением числа студенческих организаций, хоров и театров к числу студентов - 0,5%.

Итоговый балл рейтинга частных университетов подсчитывается по той же формуле, что и для общеуниверситетского рейтинга государственных вузов.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.