Россия
07.02.2007 16:40


В 2001 г. Министерство образования Российской Федерации инициировало разработку методики рейтинга университетов. Эти факты говорят об интересе к рейтингам со стороны поступающих в вузы, будущих работодателей и государства.

В настоящее время в России сложились две модели рейтинга: (1) рейтинг Министерства образования РФ; (2) рейтинг СМИ.

Первая модель - правительственный рейтинг, подготавливаемый Министерством образования и науки РФ. Это процедура, в значительной степени опирающаяся на мнение квалифицированных экспертов, и - на различные количественные данные. В силу своей сущности подобный рейтинг сфокусирован, скорее, на образовательной стороне процесса, в меньшей степени учитывая интересы будущих работодателей.

Вторая модель - рейтинг средств массовой информации. Сильной стороной рейтинга, подготавливаемого СМИ, является, несомненно, его независимость (оценку образования проводят незаинтересованные лица), но его справедливо критикуют за недостаточную научную обоснованность, низкий уровень профессионализма, пристрастность и возможный ущерб престижу оцениваемых вузов.

Совсем недавно, в июне 2005 года, в России было создано негосударственное рейтинговое агентство "Рейтор", которое совместит лучшие стороны двух моделей. С одной стороны, оно будет независимо от Министерства образования, с другой стороны, будет заниматься научным исследованием методологии, определением и оценкой общественно-значимых характеристик образовательных ресурсов. Для составления рейтинга будут применяться социологические исследования и экспертные оценки, оценка выпускников вузов работодателями, оценка вуза и его программ самими выпускниками. Будет также оцениваться ресурсная составляющая качества образования, кроме того, будет определяться не только рейтинг вузов, но и рейтинг образовательных программ по отдельным направлениям и специальностям.

Методика рейтинга университетов Министерства образования Российской Федерации.

Основу методики составляет структура критериев, соответствующая иерархической декомпозиции сложной глобальной цели системы, содержательно определенной как "Обеспечение соответствия содержания и качества образования потребностям граждан и комплексу общественно-государственных требований".

Структура и состав дерева критериев на содержательном уровне представлены ниже.

Глобальный критерий

  • Потенциал
    • Интеллектуальный потенциал
      1. Квалификация профессорско-преподавательского состава
      2. Перспективность профессорско-преподавательского состава
      3. Связь с академической наукой
    • Материальная и информационная база
      1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой
      2. Обеспеченность инструментальной базой
      3. Обеспеченность компьютерной базой
      4. Обеспеченность библиотечными фондами
    • Социально-кулытурная база
      1. Обеспеченность местами в общежитиях
      2. Обеспеченность общественным питанием
      3. Санаторно-профилактическая база
      4. Спортивная база
  • Активность
    • Подготовка кадров
      1. Подготовка специалистов
      2. Аспирантура
      3. Эффективность аспирантуры
      4. Подготовка кадров высшей квалификации
    • Производство и апробация знаний и технология
      1. Госзаказ на научные исследования
      2. Конкурентность прикладной науки
      3. Производство учебной литературы
      4. Конкурентность учебно-производственной деятельности

      Значения критериев, обеспечивающих оценку степени достижения элементарных целей, определяются по значениям исходных данных. Перечень исходных данных, значения которых используются в методике, приводится ниже.

      Исходные данные (реквизиты-основания)

      Профессорско-преподавательской состав (без совместителей)

      Д01 - Лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. (*1)
      Д02 - Лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.
      ДОЗ - Доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз), чел.
      Д04 - Лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1-3), чел.
      Д05 - Кандидаты наук в возрасте до 30-ти лет (без учета пунктов 1-3), чел.
      Д06 - Члены Российской академии наук, чел.
      Д07 - Члены других государственных академий России, чел.
      Д08 - Общее количество штатных преподавателей, чел.

      Профессорско-преподавательский состав по совместительству (без учета внутривушвекого совместительства)

      Д09- Лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
      Д10 - Лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 9), чел.
      Д11 - Члены Российской академии наук, чел.
      Д12 - Члены других государственных академий России, чел. (*2)
      Д13 - Общее количество преподавателей, работающих по совместительству, чел.

      Студенты и аспиранты

      Д14 - Студенты дневной формы обучения, чел.
      Д15 - Студенты очно-заочной формы обучения, чел.
      Д16 - Студенты заочной формы обучения, чел.
      Д17 - Аспиранты дневной формы обучения, чел.
      Д18 - Аспиранты заочной формы обучения, чел.
      Д19 - Все иностранные граждане, обучавшиеся в отчетном году на контрактной основе, в том числе и относящиеся к пунктам 14-18, чел.

      Данные Д01-Д18 имеют смысл численности соответствующей категории по состоянию на 01.10 отчетного года.

      Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и строительных наук.

      Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации

      Д20 - Количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных в советах вуза за последние три года, един.
      Д21 - Количество успешно защищенных в советах вуза за последние три года кандидатских диссертаций, един.
      Д22 - Количество аспирантов вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации в отчетном году, но не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел.
      Д23 - Количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных сотрудниками вуза за последние три года вне советов вуза, един.
      Д24 - Количество аспирантов и сотрудников вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации за последние три года вне советов вуза, чел.

      Объем научных исследований в отчетном году

      Д25 - Объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.
      Д26 - Объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.

      Издательская деятельность за последние два года

      Д27 - Учебники с грифами Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, един.
      Д28 - Учебники с грифами Учебно-методических объединений вузов и Научно-методических советов Минобразования России по дисциплинам, един.
      Д29 - Учебные пособия с грифами Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, един.
      ДЗО - Учебные пособия с грифами Учебно-методических объединений вузов и Научно-методических советов Минобразования России по дисциплинам, един.

      Бюджетные ассигнования и основные фонды (пункты 32-35 по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным)

      Д31 - Сумма бюджетных ассигнований на отчетный год (без учета пункта 25), тыс. руб.
      Д32 - Общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.
      ДЗЗ - Общая площадь учебно-лабораторной базы, тыс. кв.м.
      Д34 - Общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, един.
      ДЗЗ - Общее количество единиц хранения библиотечного фонда, тыс.

      Передача денежных средств

      Д36 - Внебюджетные средства, перечисленные вузу в отчетном году физическими и юридическими лицами (без учета пунктов 26 и 37), включая стоимость переданного оборудования, тыс. руб.
      Д37 - Средства, полученные вузом в отчетном году за подготовку иностранных граждан (включая стоимость переданного оборудования), тыс. руб.

      Общежития, столовые, профилактории, спортивные сооружения

      Д38 - Обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %
      Д39 - Обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к нормативу, норматив - 200 мест на 1000 студентов), %
      Д40 - Количество мест в санаториях-профилакториях, един.
      Д41 - Общая полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв.м.

      Формальные отношения для локальных критериев определены следующим образом: bv = Д14 + С1*Д15 + С2*Д16.

      • Потенциал
        1. Интеллектуальный потенциал
          K111 = (Д1 + С16*Д2 + С4*Д4 + С5(Д9 +С16*Д10)/ bv
          K112 = (ДЗ + С6*Д5)/ bv
          K113 = (Д6 + С7*Д7 + С5*(Д11 + С7*Д12))/ bv
        2. Материальная и информационная база
          K121 = Д33/ bv
          K122 = Д32/ bv
          K123 = Д34/ bv
          K124 = Д35/ bv
        3. Социально-культурная база
          K131 = Д38/ bv
          K132 = Д39/ bv
          K133 = Д40/ bv
          K134 = Д41/ bv
      • Активность
        1. Подготовка кадров
          K211 = bv
          K212 = (Д17 + С11*Д18)/bv
          K213 = Д22/ bv
          K214 = (Д20 С9*Д23 + С10*(Д21 + С9*Д24))/ bv
        2. Производство и апробация знаний и технологий
          K221 = Д25/ bv
          K222 = Д26/bv
          K223 = (Д28 + С12*Д28 + С13*(Д29 + С12*Д30))/ bv
        3. Формула 2
          K224 = (Д36 + С3*Д37)/bv

      Агрегирование локальных и интегральных критериев производится в линейной форме. Для обеспечения соизмеримости и соразмерности локальных критериев в методике предусмотрено нормирование значений локальных критериев на максимальные значения на множестве сопоставляемых вузов. KNi = Ki/N , где KNi - нормированное значение локального критерия для i - того вуза, Ki - абсолютное значение локального критерия для этого вуза, N - нормирующее значение для этого критерия.

      N=MAX(Ki), i = 1...V, где V - количество сопоставляемых вузов.

      Далее осуществляется свертка нормированных значений критериев в пределах каждого частного множества структуры до получения значений глобальных критериев.

      где KSij - значение интегрального критерия j - того уровня для i - того вуза, Vk - оценка значимости (вес) к - той цели, m - количество целей в частном множестве.

      После определения значений критериев по целям 1 и 2 (потенциал и активность) вычисляется значение параметра Э = К2 / К1. Этот параметр используется в методике для усиления влияния продуктивных целей на итоговую оценку, что достигается мультипликативным вводом Э в значение критерия по цели 1.1 - интеллектуальный потенциал: К11: -Э*K11 с последующим повторением свертки до значения глобального критерия.

      Полученные значения глобальных критериев для каждого вуза интерпретируются как метрический рейтинг, на основе которого определяется субординационный рейтинг - ранг в убывающей последовательности значений метрических рейтингов.

      Аналогичная методика расчета рейтинга разработана и для специальности, с которой читатель может ознакомиться в материалах.

      В 1999 г. журнал "Карьера" опубликовал рейтинги высших учебных заведений, специализирующихся в области экономики и менеджмента. Для составления рейтинга использовались 22 показателя:

      1. Число абитуриентов на одно место;
      2. Средний балл аттестатов зрелости абитуриентов;
      3. Средний балл студентов во время летней сессии;
      4. Средний балл на итоговых выпускных экзаменах;
      5. Процент выпускников, получивших диплом с отличием;
      6. Процент поступивших в аспирантуру в том же вузе;
      7. Процент выпускников, нашедших работу не позже шести месяцев с момента окончания вуза;
      8. Количество преподавателей на 100 студентов;
      9. Процент обладателей кандидатских и докторских степеней среди преподавателей;
      10. Доля учебной нагрузки, приходящаяся на преподавателей, работающих на полную ставку;
      11. Число членов и членов-корреспондентов государственных академий;
      12. Число диссертаций, защищенных преподавателями вуза за последние пять лет;
      13. Число монографий, выпущенных преподавателями вуза за последние пять лет;
      14. Число грантов на НИР, полученных преподавателями вуза за последние пять лет;
      15. Число командировок за границу преподавателей, участвующих в НИР, за последние пять лет;
      16. Бюджет вуза на одного студента;
      17. Число единиц библиотечного хранения на одного студента;
      18. Площадь учебных помещений (кв. м) на одного студента;
      19. Площадь общежития (кв. м) на одного студента;
      20. Площадь спортивных сооружений (кв. м) на одного студента;
      21. Индекс международного признания;
      22. Индекс общественного мнения.

       
       
      © 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
      © Технологическая платформа: iPHPortal

      При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.