Шанхайский рейтинг (Shanghai University IHE)
07.02.2007 17:51


Для того, чтобы оценить уровень отставания китайских университетов от ведущих вузов мирового уровня, в 2003 году институт высшего образования Шанхайского университета составил рейтинг 500 лучших исследовательских вузов мира за 2003 год. Академический рейтинг университетов мира привлек внимание мировой общественности. Как отмечают авторы, рейтинговая группа получает обширную почту: примерно 30% безоговорочно восхваляют проект, еще 60% содержат в целом позитивные отзывы и лишь 5% корреспондентов отрицательно отзываются о рейтинге. В методику рейтинга входил ряд критериев по оценке проводимой ими учебной и исследовательской работы, включая такие факторы, как количество Нобелевских лауреатов, а также лауреатов других престижных научных премий, среди выпускников и преподавателей, цитируемость исследований, количество публикаций по естественно-научным дисциплинам, количество ссылок на труды преподавателей в научной литературе. В приведенной ниже таблице указанны критерии, по которым оценивались ВУЗы.

Таблица 1

Критерии оценки ВУЗов
Критерий Определение Обозначение в таблице Вес
Качество обучения Общее количество выпускников учреждения, получавших Нобелевские премии и другие престижные научные премии. Выпускниками считаются учащиеся, получившие в ВУЗе степень бакалавра, магистра или доктора. В зависимости от года получения диплома меняется вес данного фактора: 100% - для выпускников, получивших степени в 1991-2000 гг., 90% - для выпускников 1981-1990 гг., 80% - для выпускников 1971-1980 гг., и так далее, и, наконец, 10% - для выпускников 1901-1910 гг. Учитывается получение только одной степени. Выпускники 10%
Качество преподавания Общее количество преподавателей, получавших Нобелевские премии в физике, химии, медицине и экономике или Field Medals в математике. Преподавателями считаются те, кто был удостоен данной премии в период работы в каком-либо из институтов. В зависимости от года получения премии меняется вес данного фактора: 100% - для лауреатов 1991-2000 гг., 90% - 1981-1990 гг. и т.д. Преподаватели 20%
Цитируемость научных работ преподавателей по 21 основной научной дисциплине Цитируемость 20%
Научная работа Количество статей, опубликованных в журнале Nature and Science* Статьи 20%
Число ссылок на статьи в других научных трудах (подсчитано по Science Citation Index and Social Science Citation Index ) Ссылки 20%
Масштабы научной работы Сумма пяти вышеперечисленных факторов делится на количество штатных преподавателей Масштаб 10%
Всего     100%

Университет, имеющий максимальное значение по какому-либо фактору, получает 100 баллов, показатели остальных рассчитываются в процентном отношении от максимального балла. Более подробно с методологией рейтинга можно познакомиться на сайте: www.sjtu.edu.cn. Десятку самых лучших университетов возглавили 9 американских университетов и один британский. Ниже в таблице приведена статистика лучших университетов по странам.

Таблица сконструирована таким образом, что рейтинг выведен по странам в зависимости от числа университетов, попавших в первую сотню лучших университетов. Как видно из таблицы 2, основная часть исследовательских университетов верхней топ-группы, по критериям Шанхайского рейтинга, сконцентрирована в США, например, среди лучших 100 исследовательских университетов 51 - американский университет, затем идут британские, японские, германские, канадские, французские университеты, Многие широко известные вузы, специализирующиеся в гуманитарных и социальных науках, получили достаточно низкий рейтинг, номинальные достижения вузов, имеющих медицинские факультеты, в рейтинге выглядят более впечатляюще. При составлении рейтингов по достижениям в научных исследованиях неанглоязычные вузы оказались в невыгодном положении. У России только два вуза попали в рейтинговый ряд - Московский государственный университет им. М. Ломоносова занимает 66 место, т.е. попал в первую сотню, и Санкт-Петербургский государственный университет в группе 400 лучших университетов. К сожалению, казахстанские вузы не вошли в этот рейтинг, это, прежде всего, связано с тем, что наши ученые мало публикуются в международных журналах на английском языке. Конечно, можно не обращать особого внимания на данный рейтинг, т.к. многие критерии и показатели, характеризующие учреждения высшего образования, не вошли в исходные показатели, но тем не менее руководству казахстанских университетов необходимо делать для себя соответствующие выводы и учитывать их при стратегическом планировании развития высших учебных заведений.

Таблица 2

  Страна Топ 20 Топ 100 Топ 200 Топ 300 Топ 400 Топ 500
1. США 17 51 90 119 139 170
2. Великобритания 2 11 18 29 35 42
3. Япония 1 5 9 13 26 36
4. Германия   7 17 27 37 43
5. Канада   4 9 16 19 23
6. Франция   4 8 13 20 22
7. Швеция   4 6 9 9 10
8. Швейцария   3 6 6 7 8
9. Нидерланды   2 7 10 11 12
10. Австралия   2 6 8 11 14
11. Италия   1 5 10 16 23
12. Израиль   1 3 4 6 7
13. Дания   1 3 4 5 5
14. Австрия   1 1 3 4 5
15. Финляндия   1 1 2 4 5
16. Норвегия   1 1 1 3 4
17. Россия   I 1 1 2 2
18. Бельгия     4 6 7 7
19. Китай     1 6 13 16
20 Южная Корея     1   5 8
21. Испания     1 2 4 9
22. Бразилия     1 1 3 4
23. Сингапур     1 1 2 2
24. Мексика     1 1 1 1
25. Новая Зеландия       2 2 3
26. Южная Африка       1 2 4
27. Венгрия       1 1 3
28. Ирландия       1 1 3
29. Индия       1 1 3
30. Аргентина       1 1 1
31. Греция         2 2
32. Польша         2 2
33. Чехия         1 1
34. Чили         1 1
35. Португалия           1
  Общая 20 100 201 301 403 502

Приложение. Шанхайский рейтинг - рейтинг лучших 500 университетов мира
(по версии института высшего образования Шанхайского университета - Shanghai Jiao Тоng University)


________________________

* Для институтов, специализирующихся на гуманитарных науках, данный фактор не учитывается, а его вес распределен между остальными факторами.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.