Модель самооценки по Г. Келлсу
18.01.2007 15:38


Любое учреждение, которое планирует проводить самооценку, находится под влиянием различных факторов. Основные параметры и характеристики любой оценочной схемы широко различаются в разных странах, поскольку находятся под влиянием национальных и местных особенностей.

Имеется ряд публикаций, посвященных различным моделям процесса самооценки [187, 190-194]. Большинство американских университетов серьезно разрабатывают систему самооценки, т.к. специальная регуляция общей оценки качества рассчитана на заботу о потребителе и на необходимость использования принципа обратной связи преподавания в учебном заведении. Самооценка предполагает целостный подход - проверку качества во всем направлениям деятельности учебного заведения.

По мнению Г. Келлса, одного из признанных специалистов в области самооценки, любая схема самооценки должна содержать следующие характеристики [190]:

  • система должна быть направлена непосредственно на учебное заведение, то есть преимущественно обращена вовнутрь;
  • в системе должна быть заложена идея развития, причем преобладающим интересом должно быть улучшение качества работы;
  • система должна предполагать наличие честности и ответственности;
  • система должна быть циклической и в течение каждого цикла покрывать основные аспекты деятельности учебного заведения;
  • система должна получать адекватное финансирование, что обеспечивает как развитие не приносящих прибыли идей, так и финансирование процессов, направленных на развитие качества и осуществление необходимых улучшений;
  • система должна предполагать ответственность перед всеми заинтересованными в работе университета лицами.

Важным элементом самоопенки является наличие трех основных уровней самоорганизации - индивидуального уровня, уровня, касающегося групповой работы (факультет, отдельная профессиональная образовательная программа и (или) какая-то другая структурная единица), и уровня, предполагающего все учебное заведение в целом. Кроме того, важнейшими элементами самооценки оказываются процессы контроля над всей инфраструктурой - той основой, на которой базируется вуз.

По Келсу Г. [190] самооценка - это и описание, а, возможно, и анализ условий, тенденций, процессов, происходящих в организации, и результатов ее деятельности, обычно выполняемой сотрудниками организации перед внешней или какой-либо другой проверкой; следовательно, подготовка отчета и облегчение проведения внешней оценки - становятся вторичными целями.

Основные шаги в процессе изучения. Первым шагом, необходимым для начала процесса самооценки, является формирование группы, которую иногда называют группой предварительного планирования. Такая группа займется определением характера проблем и ситуаций в учебном заведении, выработкой первоначальных действий и выбором способа организации процесса.

Шаги, которые необходимо осуществить на пути достижения процесса самооценки, следующие:

  1. Подготовка и организация процесса:
    • создание предварительных условий;
    • поддержка со стороны руководства; >технические знания;>
    • необходимые ресурсы;
    • внутренняя мотивация;
    • понимание проблем данного учреждения;
    • организация процесса изучения проблем;
    • выбор целей и задач;
    • выбор характера деятельности;
    • выбор последовательности осуществления самооценки и общих временных рамок;
    • подбор участников.
  2. Организация процесса изучения:
    • определение задач и определение ролей;
    • поиск финансовых средств для самооценки;
    • отбор и обучение участников;
    • поиск ресурсов, включая необходимый технический персонал;
    • создание рабочих групп, планирование семинаров;
    • создание механизмов координации и коммуникации.
  3. Проведение процесса изучения:
    • сбор данных и проведение анкетирования;
    • изучение установок, ситуаций, программ, процессов и результатов в соответствии со стандартами;
    • установление порядка деятельности рабочих групп семинаров, выполнения индивидуальных заданий;
    • приглашение консультантов.
  4. Обсуждение результатов и подготовка отчета:
    • прием внешних наблюдателей;
    • принятие решений, применение результатов.

Последовательность шагов процесса самооценки
Последовательность шагов процесса самооценки


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.