Модель самоаттестации организаций образования Казахстана
18.01.2007 16:27


В настоящее время в организациях образования Казахстана при подготовке к государственной аттестации образовательные учреждения осуществляют в обязательном порядке процедуру самоаттестации - самооценки [195].

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации проведения самоаттестации образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, утвержденными приказом Министра образования и науки РК от 23.08.02 за N 619, самоаттестация проводится с целью объективного анализа и самооценки стратегических ресурсов и эффективности деятельности организации образования по повышению качества образовательных услуг и достижения ее миссии.

Уровень адекватности и профессионализма, проявляемый при проведении самоаттестации, характеризует способность организации образования к развитию.

В самоаттестации в качестве задач определен следующий круг вопросов:

  • определение и анализ состояния учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, финансово-экономической, организационно-воспитательной (для организаций образования сферы и спорта - творческой) деятельности, состояния материально-технической базы, библиотечного и информационно-методического обеспечения;
  • определение эффективности деятельности организации образования по реализации образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов соответствующего уровня образования;
  • формирование конкретного плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и совершенствованию деятельности организации образования;
  • обеспечение реальных основ для стратегического планирования, развития, совершенствования и повышения эффективности деятельности организации образования;
  • формирование единой централизованной базы данных по всем направлениям деятельности организации образования;
  • подготовка организации образования к проведению в ней процедуры государственной аттестации.

В соответствии с задачами самоаттестации руководитель организации образования готовит приказ о ее проведении, в котором определяет ответственных за направлениями деятельности и составляет план действий. Весь коллектив вовлекается в процедуру внутренней оценки работы образовательного учреждения, причем преподаватели и сотрудники должны объективно и реально оценивать деятельность своей организации. Ответственность за проведение самоаттестации возлагает на себя руководство вуза.

В результате чего самоаттестация способствует:

  • совершенствованию системы внутреннего контроля за обеспечением качества образования;
  • повышению эффективности функционирования и подготовки организации образования к процедуре государственной аттестации;
  • психологическому объединению, большой открытости и росту взаимного доверия коллектива при условии активного участия руководства организации образования, ее структурных подразделений, представительства всех участников образовательного процесса, в том числе обучающихся, широкому обсуждению на каждом этапе оценки деятельности организации образования.

Отчет по итогам самоаттестации организации образования составляется на основании количественных и качественных показателей за три года, включает в себя следующие основные разделы:

  • анализ кадрового потенциала;
  • анализ деятельности административно-управленческого персонала;
  • финансово-экономическая деятельность;
  • учебно-методическая работа;
  • воспитательная работа;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • информационное и библиотечное обеспечение учебного процесса;
  • творческая деятельность (для вузов искусств);
  • социальная база;
  • международное сотрудничество;
  • система управления качеством образования.

Процедура самоаттестации организаций образования пока проводится один раз в пять лет и неразрывно связана с государственной аттестацией на соответствие государственным общеобязательным стандартом образования (ГОСО). Один из разделов оценки - система управления качеством образования.

Международный стандарт ИСО 9000-2000 под самооценкой предлагает понимать "всесторонний и систематический анализ деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства". Далее отмечается, что "самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить области, нуждающиеся в улучшении в организации и приоритеты".

Самооценка учреждения приобретает все большую важность в образовании.

Это главный элемент улучшения качества, который показывает, как отойти от контроля и отвечать за собственное качество, ведь именно оно характеризует совершенство организации. Это существенный элемент культуры постоянного улучшения и процесс, с помощью которого образовательные учреждения приходят к важным выводам о собственной работе и используют эти данные для совершенствования своих услуг в будущем. Поэтому не случайно в Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (г. Берген, май 2005) [3] было подчеркнуто, что высшие учебные заведения должны наращивать усилия по повышению качества своей деятельности через систематическую самооценку и непосредственную корреляцию схемы внутренней самооценки с внешней системой обеспечения качества.



 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.