Стратегическое планирование деятельности вузов в странах Юго-Восточной Европы
12.01.2007 15:29


Необходимость стратегического планирования в странах Юго-Восточной Европы была связана с политическими изменениями в этих странах и вызвана развитием высшего образования региона, которое включаег [98]:

  • интеграцию университетов и повышение авторитета высшего образования в Юго-Восточной Европе в существующих Европейских образовательных системах (сетях);
  • развитие политики высшего образования, основанной на европейских стандартах и лучшей международной практике в области стратегического и финансового руководства, отношений с гражданским обществом и гарантии качества образования;
  • развитие национальных и институциональных видов практики в формировании стратегического руководства и политики высшего образования;
  • стимулирование установления и (или) консолидации новых структур и механизмов финансового руководства, базирующихся на принципах автономии университетов и подотчетности, что способствует установлению связей между гражданским обществом и региональными экономиками.

В результате чего планируется следующее:

  • интеграция стран Юго-Восточной Европы в образовательное пространство высшего образования Европы в целом, как это определено в Болонской декларации:
  • создание сети учреждений, включенных в систему высшего образования посредством хорошей практики в академическом руководстве, выработки политики, стратегического и финансового руководства и достижение обеспечения качества в сфере высшего образования;
  • усиление национальных и институциональных практик в формировании стратегического руководства и политики высшего образования;
  • построение новых структур и механизмов финансового руководства, основанных на принципах автономии университетов и подотчетности.

В странах Юго-Восточной Европы с изменением системы власти резко возросла важность эффективного планирования менеджмента в пределах университета. В некоторых странах это связано с разрушением прямого контроля со стороны Министерства образования, в других - необходимость стратегического менеджмента вызвана тем, что большинство вузов организуют свою деятельность в высококонкурентной среде. Это сильная конкуренция за набор лучших студентов, за финансирование научных исследований, за лучший персонал и прочее.

Вместе с тем, доклад ЮНЕСКО-СЕПЕС по странам Юго-Восточной Европы отмечает следующие недостатки процесса разработки политического курса в данных странах [98]:

  • разработка политического курса высшего образования определяется только Министерством образования, в то время как роль других заинтересованных министерств, ведомств и общественности низка;
  • при разработке политического курса не учитываются надежные и проверенные источники данных о работе системы и организаций образования;
  • проект новых политик высшего образования не учитывает факторы изменяющейся окружающей среды, такие как появляющиеся новые рынки, политические влияния и прочее.

Многие руководители университетов и профессура стран Юго-Восточной Европы, в недавнем прошлом имевшие централизованную структуру управления, считают стратегическое планирование важным и ключевым элементом развития высших учебных заведений. В отчете ЮНЕСКО-СЕПЕС [98] определены две категории факторов, которые сдерживают внедрение стратегического планирования и менеджмента в вузах для этих стран, внешние и внутренние.

Внешние факторы включают в себя:

  • законодательные, которые ограничивают автономию и гибкость учреждений высшего образования и препятствуют их независимым действиям и планированию;
  • политические влияния, которые воздействуют на университет с различных сторон, а поэтому являются противоречивыми. Это - общественное мнение, интересы различных групп, лоббирование политических лидеров, парламентариев, которые зачастую имеют противоположные позиции и вносят неточности и неопределенность в работу и менеджмент университетов;
  • только один или несколько университетов являются предметом национальной гордости, поэтому государство и компании финансируют только эти вузы, создавая сложности для других учреждений высшего образования.

Внутренние факторы включают в себя:

  • огромное количество целей, которые являются неопределенными и конфликтными на уровне университета, эта бессмысленность усложняет определение настоящих и будущих направлений развития;
  • руководители университетов обладают слабыми административными и финансовыми полномочиями для формулирования стратегии;
  • многие преподаватели одновременно работают в разных университетах из-за финансовых причин (низкая заработная плата);
  • частая смена ректоров порождает чувство нестабильности, прерывает стратегическое планирование; новое руководство предлагает новые идеи, в результате чего происходит задержка в реализации планирования.

Эксперты СЕПЕСа полагают, что вышеизложенные внешние и внутренние факторы усиливают друг друга и приводят к торможению при совершенствовании стратегического планирования. В докладе ЮНЕСКО-СЕПЕС выделены два подхода для стратегии вуза:

  • действующий подход, который подчеркивает пассивность и инертность вуза на местное и международное окружение, либо пошаговые действия, после которых следуют внешние изменения;
  • предпринимательский подход, который продвигает развитие вуза, показывает гибкость и быструю адаптацию к изменениям окружающей среды.

ЮНЕСКО-СЕПЕС рекомендует вузам сделать акцент на создание предпринимательских стратегий для того, чтобы улучшить их деятельность.

Для этого нужно установить ключевые цели:

  • установление близких связей между принятием политического курса и стратегического развития высшего учебного заведения;
  • схема необходимых методов для реализации обоих процессов;
  • методы для политического курса и стратегических приоритетов;
  • технические приемы для совершенствования политических документов и стратегий;
  • обеспечение инициативы участников для принятия обязательств по выполнению политики стратегии.

Необходимо отметить, что в странах Юго-Восточной Европы все больше и больше государств движутся от централизованной формы управления вузами к слабой форме государственной власти в высшем образовании.

В Казахстане разработка стратегического плана вуза, прежде всего, связана с разработкой политического курса Министерства образования и науки РК, которое определяет политику в области образования, в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании", статья 3. Тем не менее для казахстанских вузов опыт разработки стратегического менеджмента высших учебных заведений стран Юго-Восточной Европы является актуальным, в связи с общими проблемами, возникшими в связи с ориентацией на маркетинговую деятельность вузов, допуске частной собственности в сфере образования и переходе от сверхцентрализованной формы управления к демократическим методам управления.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.