Теория организационного жизненного цикла
30.01.2007 14:45


Полезным методом анализа роста организации и происходящих в ней перемен являются концепции жизненного цикла (lifecycle), согласно которым все организации рождаются, взрослеют и стареют.

Жизненый цикл организации
Рис. 1. Жизненый цикл организации

Жизнь вуза, как жизнь любого организма, можно разбить на четыре главных этапа: возникновение, рост, зрелость и последний этап может привести к упадку или к возрождению, возобновлению. Цикл развития для образовательных институтов такой же, как для других организаций. Каждый этап жизненного цикла имеет свои специфические трудности, которые могут привести к провалу. На каждом этапе образовательное учреждение должно меняться, адаптироваться и развиваться.

Эти стадии, вместе с проблемами, связанными с переходом из каждой предыдущей стадии в последующую, показаны на рис. 1.

Первый этап - это рождение и формирование организации. Только что учрежденная организация нуждается в стратегии, для того чтобы добиться признания и популярности, она должна иметь свою нишу в условиях рыночной экономики и найти клиентов. Новая организация должна построить клиентурную основу и обеспечить потребности потребителя. База новой организации иногда описывается как инициативная база, поскольку организатор благодаря личным усилиям и риску обеспечивает будущее организации.

Второй этап - стадия коллективности, это юность организации. Она быстро растет, сотрудники разделяют интерес к организации и преданы ее задачам. Структура еще в основном неформальна, хотя появляется небольшое число формальных систем.

Третий этап - стадия формализации. На этой стадии жизненного цикла организация становится взрослой. Появляются бюрократические черты. Организация увеличивает число штатных сотрудников (для молодого частного вуза). Появляются бюрократические черты. Устанавливается четкая иерархия власти и разделения труда. Высшие руководители вынуждены учиться делегировать власть и ответственность на низшие уровни, однако они также применяют и некоторые формальные системы контроля.

Четвертый этап - стадия совершенствования. Зрелая организация отличается большим размером, бюрократичностью, развитыми системами контроля, правилами и формальными процедурами. Руководство организации, оставаясь в составе бюрократической структуры, учится работать командами, чтобы предотвратить дальнейшую бюрократизацию. Высшее руководство занимается поддержанием целостности организации. Общественная значимость и репутация организации являются для нее существенными ценностями. Но этап зрелости также может быть этапом обновления, если идея тотального качества взято на вооружение вузом и вуз ищет пути тесного содружества со своими потребителями. Это может быть динамичной фазой, где опыт вуза может быть использован для его дальнейшего развития.

По Минибергу Г., организация - это разделение труда между участниками и координация их различной деятельности. Каждая организация состоит из нескольких различных частей, предназначенных для выполнения ключевых функций подсистем. Одна из классификаций, предложенная Генри Минцбергом (Henry Mintzberg), предполагает, что каждая организация включает в себя пять частей. В их число, как показано на рис. 2, входят операционное ядро, менеджмент высшего звена, менеджмент среднего звена, отделения технической и административной поддержки.

Операционное ядро включает в себя персонал, который выполняет основную работу в организации. В университете - это преподаватели, научные работники, учебно-вспомогательный персонал, организованные в кафедры, лаборатории, факультеты, где производится: производство, сохранение, накопление, трансформация и распространение знаний. Высший менеджмент олицетворяет органы институционального управления.

Пять основных частей организации
Рис. 2. Пять основных частей организации

В казахстанских вузах к ним могут быть отнесены учредители, совет акционеров, ректор, ректорат, ученый совет. Основной задачей менеджмента высшего звена является определение миссии, целей и задач, направления развития, стратегии и политики вуза в целом, разработка стратегического планирования, распределение и разделение полномочий, ресурсов и разрешения конфликтов.

Другие важные задачи менеджмента высшего звена состоят в поддержании отношений с внешним миром, привлечении источников финансирования.

Менеджмент среднего звена соединяет высший менеджмент с операционным ядром, именно здесь политика и стратегия организационного поведения становятся оперативными действиями. Менеджмент среднего звена отвечает за исполнение этих решений и координацию действий на уровне подразделений. В вузах - это "академическое начальство", от заведующего кафедрой, декана факультета, начальника учебно-методического управления, начальников "академических" структурных подразделений, заведующего библиотекой.

Структурные подразделения технической поддержки в вузе представляют различные управления, отделы и центры - центр информационных технологий, научно-методическое управление, студенческий отдел, отдел науки и аспирантуры и другие подразделения, оказывающие поддержку образовательному и научному процессам, хотя они могут одновременно осуществлять и основную деятельность, например, в центре информационных технологий может проводиться как учебный процесс, так и научная деятельность.

Административная поддержка включает в себя персонал, состоящий из служащих, которые оказывают услуги вне рамок операционных работ. Это - отдел кадров, канцелярия, бухгалтерия, обслуживающие структурные подразделения по транспорту, общественному питанию сотрудников и студентов, охране, ремонту и содержанию зданий в надлежащем виде.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.