Функциональная организационная структура - традиционный университет
31.01.2007 11:15


Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической. Она организована по принципу деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.

В концепции бюрократии, первоначально сформулированной немецким ученым Вебером, присуща иерархическая структура с высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и процедур, норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым н профессиональным качествам.

В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем задачам, которые он выполняет. Такая структура наиболее эффективна, когда глубина профессиональных навыков персонала имеет решающее значение для выполнения задач организации, когда требуется контролировать и координировать деятельность организаций посредством иерархических связей.

В традиционной структуре акцент делается на вертикальных коммуникациях и контроле. Поэтому традиционный университет называют еще вертикальным университетом с бюрократической организацией, где дисциплины предлагаются и преподаются через традиционные подразделения - кафедры.

Каждая кафедра несет ответственность за предмет, цикл дисциплин или специальность. Научные исследования являются результатом индивидуальной работы или работы небольших групп. Факультеты могут выполнять свои функции абсолютно независимо друг от друга. Одна из сильных сторон функциональной структуры - то, что она дает большую экономию внутри одной функции.

Эта структура хорошо работает, если нет необходимости в очень строгой горизонтальной координации. При функциональном подходе структура организации от верха до се основания объединяется по виду деятельности.

Главный недостаток такой структуры - ее замедленная реакция и перемены в окружающей среде, требующие дополнительной координации деятельности подразделений. Линии вертикальных связей перегружены, все проблемы передаются наверх ректору. Другое неудобство функциональной структуры заключается в том, что она затрудняет инновации, т.к. координация слаба, и каждый работник имеет достаточно ограниченную ответственность и возможность решения проблем.

Слабые и сильные стороны функциональной структуры организации приведены в таблице 1.

Таблица 1. Слабые и сильные стороны функциональной структуры

Сильные стороны
  1. Экономия в масштабах внутри одного функционального подразделения
  2. Позволяет работникам профессионально развиваться и совершенствовать свои навыки
  3. Способствует выполнению функциональных задач организации
  4. Хорошо работает, когда ведется подготовка по небольшому числу специальностей
Слабые стороны
  1. Замедленная реакция на изменения в окружающей среде
  2. Может привести к тому, что все проблемы начинают отправлять на верхние уровни иерархии, вертикальные связи перегружены
  3. Слабая горизонтальная координация между подразделениями
  4. Затрудняет инновации
  5. Ограниченное видение сотрудниками целей организации

В качестве примеров традиционных университетов можно рассматривать структуры казахстанских вузов, на рисунках 1 и 2 приведены структуры управления Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова и Карагандинского государственного технического университета. Однако, на уровне факультетов управление можно рассматривать не как жестко вертикальное, а по матричной схеме.

Организационная структура ЮКГУ им. М. Ауезова
Рис. 1. Организационная структура ЮКГУ им. М. Ауезова


Организационная структура КарГТУ
Рис. 2. Организационная структура КарГТУ

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.