Использование сбалансированной системы показателей учреждения ОДО в качестве основы для системы менеджмента качества учреждения ОДО
03.11.2006


               Система целей и процессов, направленных на их достижение, характеризующих интересы основных групп заинтересованных сторон представлена на Рис. 1.


Рис.1. Дерево целей образовательной деятельности и соответствующие основные процессы

               Достижение целей, образующих упорядоченную сбалансированную систему основных показателей (Рис.2.), осуществляется на основе соответствующей системы процессов (динамической системы), называемой качественной деятельностью данного учреждения образования. Процессный (динамический) аспект необходимо рассмотреть с использованием известной модели жизненного цикла.

               Могут быть различные основания для определения различных циклических процессов в деятельности учреждения образования. Исходя из задач исследования, мы будем использовать систему из базовых циклических процессов:


  • жизненный цикл основного продукта (образовательной услуги) - отдельной программы обучения;

  • операционный цикл обучения по программе.


               Жизненный цикл дистанционной образовательной программы (основного прдукта деятельности учреждения открытого дистанционного образования) промежуток времени, начинающийся в момент принятия решения о создании дистанционной программы обучения до момента принятия решения о прекращении обучения по данной программе одинаково важен для всех образовательных организаций. Крупные государственные университеты могут измерять время своей деятельности циклами существования определенных образовательных программ и учебных направлений.

               Другим важнейшим циклом является операционный цикл обучения по программе, начинающийся со времени зачисления обучаемого на обучение по данной программе и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей итоговых документов об образовании. Циклы обучения по крупным программам сроком более года как правило делятся на повторяющиеся предметные блоки (модули). В этом случае речь идет о зачислении на курс и завершающей аттестации по курсу (а не по всей программе). Этот цикл также отличающийся универсальностью является основой для оперативного планирования и бюджетирования всех образовательных организаций (например, полугодовое (семестровое) планирование в вузах).

               Важнейшим циклом, характеризующим деятельность учреждения образования в контексте рынка (сегмента рынка) образовательных услуг является жизненный цикл учреждения образования (определяющийся объемом реализуемых образовательных услуг в основных сегментах рынка). Конечно, этот жизненный цикл особенно полезен при рассмотрении негосударственных образовательных организаций, работающих на динамичных рынках программ дополнительного профессионального образования, корпоративного обучения.

               Возможны также циклы создания и использования определенных педагогических и информационных технологий (поколения технологий) и другие циклы.

               Наш подход к созданию системы менеджмента качества, интегрированной с системой стратегического и операционного менеджмента учреждения образования, реализации действительно идеологии TQM в образовательной деятельности требует такого определения динамики этой деятельности (такого деления на циклы и временные блоки), чтобы это естественным образом соответствовало основным временным промежуткам в планировании и управлении учреждением образования.

               Определенные нами выше циклы в точности соответствуют задачам и временному горизонту основных типов планов деятельности:


  • жизненный цикл организации в контексте ее деятельности на рынке образовательных услуг связан с решением стратегических задач и соответствующими планами организации;

  • жизненный цикл основного продукта (образовательной услуги) - отдельной программы обучения связан со среднесрочными планами создания курсов и программ;

  • операционный цикл обучения по программе связан с оперативным годовым и полугодовым планированием и бюджетированием.


               При описании деятельности учреждения образования на всех уровнях в соответствии с нашим системным подходом и требованиями процессной методологии международных стандартов семейства ISO 9000 : 2000 будем использовать в основном два первых базовых цикла. При этом сама услуга в варианте дистанционного обучения включает в себя следующие важнейшие инвариантные элементы и связанные с ними процессы предоставления услуги (Рис.2.):


Рис.2. Ключевые элементы дистанционной образовательной услуги и процессы, связанные с их реализацией

               Выявленные основные элементы дистанционной образовательной услуги и соответствующие процедуры их реализации являются следующей основой для построения базовой (инвариантной) модели основных процессов учреждения ОДО.

               Итак, рассмотрим, последовательно детализируя систему основных процессов учреждения образования.

               Уровень 1. Здесь мы только несколько детализируем уже приведенную выше схему (Рис.3.).


Рис.3. Основные группы процессов деятельности учреждения ОДО, связанных с достижением основных целей, определяемого на основе сбалансированной системы показателей

               Номера на этом Рисунке соответствуют основным группам целевых показателей деятельности, составляющих сбалансированную систему показателей Пунктиром показаны процессы, не являющиеся внутренними процессами учреждения ОДО, однако, требующие мониторинга, как свидетельствующие в конечном итоге о качестве деятельности учреждения ОДО.

               На этом уровне выявлены ключевые группы процессов, необходимых для реализации основных целей деятельности учреждений образования. Рассмотрение системы менеджмента качества образовательной деятельности как важного элемента системы менеджмента организации от стратегического до операционного уровня требует анализа групп основных процессов в контекстах деятельности конечных пользователей с учетом результатов образовательных услуг и развития ключевых компетенций самого учреждения образования. Именно эти два источника определяют всю деятельность учреждения образования и его основные процессы.

               На схеме показаны точки определения соответствий заданным значениям сбалансированной системы показателей.




Источник: http://www.ido.edu.ru/open/menegment/

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.