Системы оценки качества образования: поиск эффективной модели
04.04.2007 13:31


 

И.И. Борисова,
руководитель центра качества образования ННГУ

      Интеграция России в мировое образовательное пространство, реализация принципов Болонского соглашения, новые социально-экономические реалии выдвинули новые требования к качеству высшего образования. Именно обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства продолжает оставаться основной задачей политики государства в образовательной сфере.

      Современный этап реформирования российского образования характеризуется следующими тесно взаимосвязанными между собой процессами:

  • широким распространением в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), стандартов и директив для гарантии качества высшего образования в европейском регионе (ENQA) и других моделей менеджмента качества;

  • переходом к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем управления качеством образования;

  • регулярным проведением с 2000 г. конкурса Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества;

  • усилением конкуренции между отечественными вузами на рынке трудовых ресурсов;

  • интернационализацией образования и необходимостью гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода в международное образовательное пространство.

      Основной акцепт при реформировании высшей школы делается на необходимость создания внутривузовских систем качества и определение критериев оценки качества образования в соответствии с меняющимися внешними условиями среды.

      При выборе методов и критериев для оценки качества подготовки специалистов необходимо ориентироваться прежде всего на государственные требования к качеству. На государственном уровне качество подготовки специалистов в вузе оценивается по соответствию:

  • условий образовательного процесса - лицензионным требованиям (среднестатистическим по региону);

  • содержания, уровня и качества образования - аттестационным требованиям (государственным образовательным стандартам);

  • целей, условий, содержания и результатов (эффективности) образовательного процесса - аккредитационным показателям к учреждению заявленного типа и вида.

      Существующие критерии оценки качества можно разделить на две группы.

      В первую входят нормативно-правовые критерии. Соблюдение данных требований обеспечивает вузу возможность осуществления образовательной деятельности.

      Вторая группа аккумулирует параметры качества, которые, определяются экспертным путем на основании опросов абитуриентов и работодателей.

      На государственном уровне в 2000 году Министерством образования РФ в качестве формы контроля за качеством высшего образования была введена Комплексная опенка деятельности российских вузов, имеющая целью проведение всестороннего анализа деятельности высшего учебного заведения и включающая в себя процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Причем одним ил значимых показателей при проведении государственной аттестации и аккредитации стало именно наличие в вузе системы менеджмента качества.

      При создании систем обеспечения и оценки качества деятельности высших учебных заведений в России и за рубежом используются различные подходы к управлению качеством, а также методы и критерии. Можно выделить три основных метода оценки качества, которые в чем-то близки, по все же отличаются друг от друга:

  • оценочный метод управления качеством деятельности вуза (SWOT-анализ);

  • концепция, основанная на принципах всеобщего управления качеством (TQM);

  • подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9001:2000.

      В соответствии с условиями первого метода оценка деятельности строится на основе статистических данных, полученных из централизованных служб университета (планово-финансовый отдел, бухгалтерия, научно-исследовательская часть, отдел кадров и пр.), годовых отчетов кафедр и сведений, представленных деканами факультетов. По этим данным вычисляются относительные показатели (на одного преподавателя, научного сотрудника, студента) по университету, в целом, я по каждому факультету в отдельности.

      На основе полученных данных готовится отчет о самообследовании.

      Цель отчета о самообследовании - анализ всех аспектов деятельности вуза, которые влияют на качество образования и научных исследований. В процессе проведения самооценки учебного заведения используется SWOT-анализ, предусматривающий выявление сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. В результате проведенного анализа вырабатываются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности вуза.

      Отчет о самообследовании вуза изучается внешними экспертами, которые делают свое заключение, после чего заключение передастся в организацию, направившую экспертов для оценки деятельности вуза, с целью принятия окончательного решения по результатам экспертизы. Это может быть государственный орган управления, например, Министерство образования или неправительственная организация (независимое аккредитационное агентство).

      Модель управления, основанная на принципах всеобщего управления качеством, также, как и SWOT-анализ, использует метод оценок, но этот метод основывается на анализе деятельности вуза как производителя продукции и услуг. Концепция всеобщего управления качеством предполагает наличие у вуза четко сформулированной миссии и ясных стратегических целей, выработанных в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в продукции вуза. Всеобщее управление качеством предполагает процессный подход к деятельности вузов.

      Модель управления, основанная па требованиях международных стандартов качества ИСО, предполагает определение заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности.

      В отличие от модели TQM, в этой модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество. Работа по созданию и внедрению систем управления качеством на основе требований стандартов качества ISO 9001:2000 ведется в настоящее время во многих вузах России. Наиболее успешно данная модель используется Московском государственном институте стали и сплавов, Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете.
Стандарт требует:

  • идентифицировать процесс,

  • произвести их корреляционный анализ,

  • определить критерии и методы эффективной реализации процессов,

  • обеспечить ресурсы и информацию для мониторинга,

  • проводить мониторинг процессов,

  • осуществлять совершенствование процессов.

      В соответствии с требованиями международных стандартов система качества трактуется как система менеджмента качества, состоящая из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качества, система подтверждения качества. Управление качеством базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы, а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества. Необходимая документация имеется в каждом вузе - это, прежде всего, технологическая документация (образовательные программы), положения о структурных подразделениях, планы внутренних проверок и т.д. Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляют фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому она должна быть приведена в соответствие с современными требованиями (в том числе с требованиями ГОСТа).
К обязательным документам системы качества относятся:

  • цели и политика в области качества,

  • инструкция по менеджменту качества,

  • описание процессов,

  • описание взаимодействия между процессами,

  • зарегистрированные данные по качеству (количественные показатели).

В настоящее время отечественными и зарубежными вузами на основании вышеприведенных методов используются следующие модели систем менеджмента качества:

  • Модель системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001 -2001).

  • Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования.

  • Модель премии Правительства РФ в области качества.

  • Модель премии конкурса Министерства образования РФ "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки, специалистов".

  • Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды).

  • Модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU).

  • Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group).

  • Модель национальной американской премии по качеству "Baldrige National Quality Award" в области образования.

  • Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов и др.

      В наибольшей степени специфика качества в высшем образовании на настоящий момент отражена в Бельгийско-нидерландской модели улучшения качества высшего образования, основанной на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Эта модель в свою очередь во многом совпадает с моделью конкурса Министерства образования России "Внутри-вузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов".

      Таким образом, базовые критерии этих моделей могут служить прототипом для построения единой модели систем менеджмента качества в Российских вузах с учетом положительных сторон других моделей.

      Оценка системы менеджмента качества вуза производится по следующим критериям:

  • лидирующая роль руководства;

  • политика и стратегия;

  • менеджмент персонала;

  • ресурсы и партнеры;

  • менеджмент процессов;

  • удовлетворенность потребителей;

  • удовлетворенность персонала;

  • влияние на общество;

  • результаты работы вуза.

      В высших учебных заведениях в настоящее время достаточно популярны методики планирования и подведения итогов работы факультетов, кафедр и других подразделений с использованием различных показателей, индикаторов, рейтингов и т.д. Однако количественные показатели и рейтинги очень часто в значительной мере зависят от субъективных методик обработки фактических данных. Поэтому они могут использоваться лишь как дополнение к экспертным оценкам, которые выполняются, как правило, на основе глубокого анализа действительного состояния дел в том или ином структурном подразделении вуза (факультете, кафедре, лаборатории).

      Отечественная практика государственного подхода к оценке качества образования реализована в настоящее время в модели Всероссийских конкурсов, организуемых Министерством образования РФ с 2000 года, на лучшую систему обеспечения качества подготовки специалистов. Методической основой для данного конкурса явилась модель премии Правительства РФ в области качества.

      Главная задача конкурса - стимулировать вузы к поиску современных методов управления, установить ориентиры в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов. Работа по проведению конкурса и подготовке предложений по присуждению премий была поручена Совету по присуждению премий. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета по премиям и технического секретариата осуществлялось Министерством образования РФ. Технический секретариат был организован в Московском государственном институте стали и сплавов (техническом университете) как базовом вузе по проведению конкурса.

Модель включает две группы критериев:

  • первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества и что делается для этого ("возможности");

  • вторая группа критериев характеризует то, что достигнуто ("результаты?).

Первая группа включает следующие критерии:

  • роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;

  • планирование в области качества подготовки специалистов;

  • использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов;

  • рациональное использование ресурсов;

  • управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.

Вторая группа включает критерии:
        

  • удовлетворенность потребителей (трудовых ресурсов) качеством подготовки специалистов в вузе;

  • удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе;

  • влияние вуза на общество;

  • результаты работы вуза.

      Каждый из приведенных критериев имеет вес, выраженный в процентах и баллах.

      Схематично данная модель может быть представлена на рис. 1.

      Все используемые вузами модели в определенной степени перекрываются по своим критериям и подкритериям и коррелированны между собой.

      Предпочтения российских вузов относительно выбора модели системы менеджмента качества представлены на диаграмме (рис. 2).

      Как видно из схемы, для большинства вузов в качестве приоритетной является модель, основанная на международных стандартах ИСО 9000.

      Таким образом, четко определенной модели системы и критериев оценки качества образования не существует ни в отечественной, ни в зарубежной практике. Лишь к концу 2006 года государственные структуры обещают определиться с формой базовой модели совершенствования вуза. Используемые в настоящее время образовательными учреждениями модели должны учитывать существующие схемы и показатели аттестационной экспертизы, государственной аккредитации и самообследования вузов.

      Системы и модели оценки качества образования, прежде всего, носят не "карательный", а диагностический характер, главной целью которых является выявление слабых сторон процесса и определение путей его улучшения.

      При этом центр тяжести переносится с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на внутреннюю самооценку, внутренние гарантии качества образования на основе той или иной модели. В свою очередь, это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества непосредственно в образовательное учреждение, что сопровождается экономией материальных и временных ресурсов, требуемых для проведения внешней экспертизы.

      Наиболее эффективным способом внутренней оценки качества считается самооценка деятельности организации.

      Самооценка может проводиться систематически по разработанным критериям, в роли которых могут использоваться критерии конкурсов Министерства образования в области качества.

      Самооценка - это тщательно обсужденная персоналом вуза оценка, итогом которой является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне развития, организованности, упорядоченности и совершенства основных рабочих процессов вуза.

      Цель самооценки - выработка рекомендаций, основанных на фактах и данных, касающихся областей применения ресурсов для улучшения деятельности.

Самооценка позволяет ответить па такие вопросы, как:

  • Что мы делаем?

  • Насколько хорошо мы это делаем?

  • Что мы могли бы делать лучше?

  • Как мы могли бы делать это лучше?

      В процессе проведения самооценки используются такие методы, как анкетирование, матричный метод, семинар, проформа (SWOT- анализ), моделирование участия в конкурсе па премию по качеству, а также любые вариации или совмещения указанных методов.

      Наличие политики, целей, модели и службы качества свидетельствует о том, что в вузе действует система качества. Такая система может быть сертифицирована Госстандартом РФ.

      Можно сертифицироваться в различных международных агентствах, представительства которых открыты и на территории России.

      Существенно, однако, что сертификация не может обеспечить повышения качества работы вуза, но может влиять на признание вуза среди других.

      С практической точки зрения, наличие системы качества в вузе может упростить образовательному учреждению прохождение процедуры комплексной оценки деятельности.

      Проблема качества образования приобрела в настоящее время международное значение и наравне с решением проблемы качества жизни декларируются главными ориентирами глобальной политики ЮНЕСКО. "Деятельность в области высшего образования в условиях происходящих в мире изменений должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернационализация...", отмечается в программном документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования" (1995г.). В области обеспечения качества все большее значение придается созданию внутривузовских систем качества, опирающихся, прежде всего, на самооценку деятельности всех заинтересованных сторон образовательного процесса.



Источник: Сборник статей "Проблемы качества образования" под редакцией А.В. Петрова Изд-во: Нижегородского госуниверситета 2006 г.



 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.