Часть 3: Европейские стандарты и директивы для аккредитационных агентств
14.09.2006 15:50


Источник: www.bridgeproject.ru

3.1 Использование процедур внешней оценки качества высшего образования

Стандарт:

Использование процедур внешней оценки качества высшего образования: Внешняя оценка качества аккредитационных агентств должны учитывать наличие и эффективность процессов внешней оценки качества, описанных в Части 2 Европейских Стандартов и Директив.

Директивы:

Стандарты внешней оценки качества, упомянутые в Части 2, предоставляют основу для процесса внешней оценки качества. Стандарты отражают положительный опыт, накопленный в ходе развития процессов внешней оценки качества, в Европе начиная с 90х годов. Таким образом, очень важно, чтобы стандарты были интегрированы в процессы, приводимые в действие аккредитационными агентствами по отношению к ВУЗам.

Стандарты внешней оценки качества вместе со стандартами для аккредитационных агентств должны составлять основу для профессиональной и заслуживающей доверия внешней гарантии качества ВУЗов.

3.2 Официальный статус

Стандарт:

Агентства должны быть официально признаны компетентными органами власти на территории Европейского Высшего Образования как агентства, отвечающие за внешнюю оценку, и должны иметь установленную юридическую базу. Они должны соответствовать всем требованиям законодательной юрисдикции, в рамках которой они действуют.

3.3 Деятельность

Стандарт:

Агентства должны регулярно осуществлять действия по внешней оценке качества (как на уровне учебных заведений, так и на  уровне программ).

Директивы:

Деятельность может включать оценку, проверку, аудит, аккредитацию и др. и должна быть частью основных функций агентства.

3.4 Ресурсы

Стандарт:

Агентства должны обладать адекватными и пропорциональными ресурсами, как человеческими, так и финансовыми, для эффективной и результативной организации и проведения процессов внешней оценки, при соответствующем обеспечении для разработки своих процессов и процедур.

3.5 Формулировка целей

Стандарт:

Агентства должны иметь общедоступные ясные и подробно разработанные цели и задачи своей деятельности.

Директивы:

Формулировка целей должна включать цели и задачи процессов, применяемых агентствами, разделение обязанностей между участниками процесса (особенно в ВУЗах), культурный и исторический аспект работы. Формулировка должна ясно указывать, что процесс внешней оценки качества является основной деятельностью агентства и, что существует системный подход к достижению целей и задач. Также должна присутствовать документация, демонстрирующая, каким образом формулировка целей интегрируется во внутреннюю политику и план управления агентством.

3.6 Независимость

Стандарт:

Агентства должны быть независимы. Они несут автономную ответственность за свои действия, заключения и рекомендации, содержащиеся в отчётах, не могут находиться под влиянием третьих сторон, таких как ВУЗы, министерства и другие заинтересованные лица.

Директивы:

Агентство должно демонстрировать свою независимость с помощью следующих мер:

  • Операциональная независимость от ВУЗов и правительственных органов гарантируется соответствующими официальными документами (законодательными актами).

  • Определение и действие процедур и методов, номинация и назначение внешних экспертов, и определение результатов процесса оценки качества осуществляется автономно и независимо от правительственных органов, ВУЗов и органов политического влияния.

  • Тогда как участники процесса в ВУЗе, особенно студенты/обучающиеся, получают информацию о ходе оценочного процесса, окончательные результаты процесса остаются под ответственностью агентства.

3.7 Критерии и процессы внешней оценки качества, используемые агентствами

Стандарт:

Процессы, критерии и процедуры, используемые агентствами, должны быть предопределены и общедоступны. Предположительно, данные процессы включают:

  • самооценку, или эквивалентную процедуру, субъекта процесса оценки качества;

  • внешняя оценка группой экспертов, включающей также и (по обстановке) студентов (студента), и  посещение объекта оценки по решению агентства;

  • публикации отчёта, включающего все решения, рекомендации или иные официальные результаты;

  • последующие процедуры, для оценки действий, предпринятых объектом процесса оценки качества, в свете всех рекомендаций, содержащихся в отчёте.

Директивы:

Агентства могут разрабатывать и использовать другие процессы и процедуры для практических целей.

Агентства должны уделять усиленное внимание своим установленным принципам, и гарантировать, что их цели и задачи достигаются профессионально, и, что их заключения и выводы формируются согласованно, даже если решения принимаются группами разных людей.

Агентства, принимающие официальные решения, влекущие за собой официальные последствия, должны разрабатывать процедуры апелляции. Природа и форма апелляционных процедур должны быть определены с учётом устава каждого из агентств.


3.8 Отчётность

Стандарт:

Агентства должны разрабатывать процедуры по самоотчётности.

Директивы:

Данные процедуры должны включать следующее:

1.      Опубликованную внутреннюю политику, гарантирующую качество самого агентства, доступную на веб-сайте;

2.      Документацию, демонстрирующую, что:

  • Процессы и результаты деятельности агентства отражают его задачи и цели в сфере гарантии качества;

  • Агентство обладает и применяет механизм, препятствующий конфликту интересов, в работе своих внешних экспертов;

  • Агентство имеет надёжные механизмы, обеспечивающие качество любой деятельности и материалов, произведённых субподрядчиками, если некоторые или все элементы процедуры оценки качества переданы субдоговором другим сторонам;

  • Агентство имеет в распоряжении процедуры внутренней оценки качества, включающие механизм внутреннего взаимодействия (средства сбора информации от своих сотрудников, совета/правления); внутренний механизм критики (средства реагирования на внутренние или внешние замечания); и механизм внешнего взаимодействия (средства сбора отзывов экспертов и учебных заведений, прошедших проверку) для создания информационной базы для развития и улучшения работы.

3.       Обязательную периодическую внешнюю проверку деятельности агентства, по крайней мере, один раз в пять лет.

Стандарты и Директивы для Агентств Гарантии Качества в Высшем Образовании на Территории Европы
Часть 1: Европейские стандарты и директивы по внутренней гарантии качества в ВУЗах
Часть 2: Европейские стандарты и директивы по внешней гарантии качества в ВУЗах



 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.