Предложения по оптимизации контроля качества образования в государствах - членах ЕврАзЭС с учетом положений Болонской декларации
19.09.2006 19:12


Приложение

к постановлению

комиссии

от 07.10.05 N 10

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


по оптимизации контроля качества образования в государствах - членах

ЕврАзЭС с учетом положений Болонской декларации

Болонский процесс предусматривает сближение стандартов и процедур оценки с целью взаимного признания механизмов оценки, контроля и сертификации качества образования. Это предполагает ряд условий.

1. Выработку совместимых систем контроля, ориентированных не на временные и содержательные параметры процесса, а на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты).

В пороговых стандартах, нормах качества высшего образования, предполагается смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания.

2. Создание систем независимого оценивания посредством установления европейского знака качества для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ). Перспективное формирование независимых от государственных и общеевропейских органов власти аккредитационных структур и общеевропейских сетей по предметам (профилям, специальностям, направлениям подготовки). Предполагается, что эти аккредитационные структуры станут устанавливать минимальные стандарты для отдельных дисциплин или их совокупностей, а также инициировать процедуры измерения на уровне отдельных образовательных программ (предметов). Им будет дано право присуждать Знаки качества, основанные на европейских стандартах, не искаженных национальными табелями о рангах (national league tables).

3. Координирование подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частнотренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.). В условиях нарастающего предложения образовательных услуг сетью провайдеров транснационального образования крайне актуальной становится проблема качества поставляемого ими образования. В этой связи создаются новые системы и процедуры контроля качества высшего образования. Наряду с едиными системами оценивания для всех секторов высшего образования (университетского и неуниверситетского уровней) создаются специализированные органы оценивания для каждой предметной области (профессии, образовательной программы) при условии независимого характера оценивания; непреложности послеаккредитационных последствий при решении вопросов о выделении государственных субсидий (принцип управления и финансирования "по результатам").

С целью формирования необходимых условий сближения стандартов и процедур оценки качества образования в рамках Совета Европы и CEPES (UNESCO) были организованы две рабочие группы:

- по разработке рекомендаций по международным квалификациям;

- по решению вопросов в области транснационального образования.

В соответствии с Болонской декларацией на основе рекомендаций Совета министров образования стран Европейского Союза в 2000 году была создана Европейская сеть агентств качества высшего образования (ENQA).

Процесс формирования Единого экономического сообщества, с учетом положений Болонской декларации и правил ВТО, способствует интеграции национальных образовательных систем государств - членов ЕврАзЭС.

В Кыргызской Республике в связи с подписанием Генерального соглашения о торговле услугами (GATS - General Agreement on Trade Services) и предполагаемым - в Российской Федерации ожидается интенсивное распространение транснационального образования. В этой связи требуется обратить серьезное внимание на обеспечения качества реализуемых образовательных процессов, которое является приоритетным показателем конкурентоспособности выпускников и привлекательности университета у абитуриентов. Качество становится центром осуществляемых нововведений. Образовательная сфера потребует создания собственной системы сертификации качества образования.

Существует значительная специфика при оценках систем качества в различных отраслях деятельности. В соответствии с руководством ИСО/МЭК2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности", система сертификации определяется как система располагающая собственными правилами, процедурами и управлением для проведения сертификации соответствия. В связи с этим, проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая должна быть признана всеми ее участниками и зарегистрирована в установленном порядке. Кроме того, необходимо менять концептуальные установки государственных образовательных стандартов, направленных на нормирование содержания образования, его продолжительности и условий организации образовательного процесса.

Для обеспечения единообразия подходов в организации контроля качества образования государств - членов ЕврАзЭС предлагается система сертификации, включающая:

Межнациональный орган по сертификации государств - членов ЕврАзЭС осуществляет координацию деятельности по организации и проведению работ по

обязательной сертификации в соответствии с международными договорами в рам-

ках ЕврАзЭС и национальным законодательством.

Специальный функциональный национальный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с задачами, установленными национальным законодательством о техническом регулировании и правилами Госстандарта. Организует разработку систем (правил, порядка) сертификации систем качества образовательных учреждений и в соответствии с этим должен выполнять следующие основные функции:

- устанавливать процедуры сертификации в соответствии с действующим национальным законодательством, требованиями сертификации ГОСТ, правилами

Госстандарта;

- организовывать разработку и подготовку к утверждению систем (правил, порядков) сертификации систем качества образовательных учреждений, осуществлять руководство и координацию работ данного направления.

- участвовать в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов в рамках образования, в соответствие с которыми проводится сертификация в системах, в том числе и на международном уровне, а также нормативное обеспечение работ по сертификации;

- рассматривать и согласовывать проекты стандартов, другие нормативные документы национальных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ в образовательных учреждениях, устройству, и эксплуатации подконтрольного оборудования;

- участвовать в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определять введение их в действие, устанавливать при необходимости дополнительные требования;

- представлять на государственную регистрацию в Госстандарт системы (правила, порядки) сертификации систем качества образовательных учреждений;

- разрабатывать перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкурентных объектов;

- участвовать в аккредитации региональных органов по сертификации, в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации;

- координировать деятельность региональных органов по сертификации, а при отсутствии такового выполняет его функции;

- вести учет региональных органов по сертификации, выданных (аннулированных) сертификатов, обеспечивать информацией о них, а так же о процедурах сертификации систем (правил, порядков);

- готовить предложения по признанию зарубежных сертификатов, и результатов экспертиз;

- организовывать и координировать работы по формированию рационального состава систем (правил, порядков) сертификации образовательных учреждений одного типа, региональных органов по сертификации и др.;

- вести, в соответствии с установленными Госстандартом правилами государственной регистрации работ по сертификации и аккредитации, реестр участников и объектов сертификации и представлять в Госстандарт информацию в установленном порядке;

- рассматривать апелляции, касающиеся действий органов по сертификации, участвующих в системах (правилах, порядках) сертификации;

- формировать Совет по сертификации в области потенциально опасных исследований (далее Совет по сертификации), действующий при отраслевом национальном органе по сертификации, утверждать состав и организовывать его работу;

- взаимодействовать с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, органов) сертификации и аккредитации.

Региональный орган по сертификации создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т.е. независимым от образовательных учреждений и потребителей выпускников (рынка труда) орган, проводящий сертификацию соответствия систем качества образовательных учреждений. К основным функциям регионального органа по сертификации относятся:

- формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации систем качества образовательных учреждений;

- разработка и ведение организационно-методической документации данной системы сертификации;

- прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;

- определение по каждой заявке ассоциации экспертов и органа по проверке учреждения, если она предусмотрена схемой сертификации, организация на основе взаимодействия с ними проверки образовательного процесса и его обеспечения;

- оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в Государственном реестре системы;

- признание зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия и доведение принятых решений до сведения заявителей;

- организация с привлечением территориальных органов Госстандарта инспекционного контроля за стабильностью характеристик образовательного процесса и его обеспечения;

- отмена или приостановление действия выданных сертификатов;

- участие в разработке корректирующих мероприятий для образовательного процесса. Принятие оперативных мер по информации о нарушении сертификационных требований;

- ведение реестра сертифицированных систем качества и подготовка для публикации информации о результатах сертификации;

- ведение текущей финансовой деятельности и делопроизводства;

- организация повышения квалификации и аттестации персонала;

- взаимодействие с образовательным учреждением по своевременной сертификации систем качества при изменении требований стандартов.

Организация, претендующая на право работать в качестве регионального органа по сертификации должна пройти процедуру по аккредитации. Порядок и требования аккредитации должны устанавливаться в нормативных документах Госстандарта и документах системы сертификации. Критерии, которые принимаются во внимание при аккредитации, предусматривают наличие в органе по сертификации:

- квалификационного и прошедшего специальную подготовку персонала;

- актуализированного фонда нормативных документов на сертификацию систем качества и др. и методы ее проверки;

- административной структуры, юридических и экономических возможностей для проведения сертификации, в том числе проверок и инспекционного контроля за сертификационной системой качества;

- организационно-методических документов, устанавливающих правила и порядок сертификации, в том числе правила рассмотрения апелляций и отмены или временного приостановления действия сертификатов;

- реестра сертифицированных систем качества.

Все заявители должны иметь беспрепятственный допуск к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Необходимо, чтобы региональный орган по сертификации обеспечивал конфиденциальность информации.

Региональный орган по сертификации должен осуществлять внутренний аудит и периодические ревизии для проверки своего соответствия требованиям настоящего документа. Такие ревизии необходимо регистрировать, а их данные предоставлять лицам, осуществляющим инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации. Деятельность органа по сертификации осуществляется на основе лицензионного договора заключенного с отраслевым национальным органом системы сертификации.

Совет по сертификации формируется отраслевым национальным органом по сертификации по каждому направлению образования на основе добровольного участия представителей Межнационального органа по сертификации государств - членов ЕврАзЭС, Госстандарта, отраслевого органа, региональных органов по сертификации, образовательных учреждений и других заинтересованных надзорных и общественных организаций.

Совет по сертификации призван выполнять следующие функции:

- разрабатывать предложения по формированию единой политики сертификации систем качества образовательных учреждений;

- подготавливать рекомендации по наиболее рациональной структуре и составу организуемых сетей участников сертификации, оптимизации организационно-методического обеспечения работ;

- анализировать процесс функционирования систем (правил, порядков), подготавливать рекомендации по их совершенствованию и содействовать их реализации;

- рассматривать проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты, программы работ по сертификации и аккредитации;

- разрабатывать предложения по повышению эффективности работ в области сертификации систем качества образовательных учреждений;

- содействовать распространению информации об общих направлениях деятельности участников систем (правил, порядков), их состояния и развития.

Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников. Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим положением.

Научно-методический центр создается, как правило, на базе одного из региональных органов по сертификации и реализует следующие основные функции:

- проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации;

- ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обеспечения работ по сертификации поднадзорных систем качества;

- участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, аттестации экспертов;

- проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации систем качества, в том числе по совершенствованию Правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руководящих документов;

- обобщает информацию участников работ, изготавливает на ее основе необходимые данные для национального реестра Госстандарта;

- принимает участие в разработке программ обучения, подготовки и аттестации экспертов;

- анализирует и обобщает информацию по объектам сертификации и аккредитации, ведет автоматизированный банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций;

- разрабатывает методические рекомендации технико-экономического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного опыта;

- подготавливает для соответствующих органов практические рекомендации по указанным выше направлениям;

Функции научно-методического сертификационного центра устанавливаются положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.

Комиссия по апелляциям формируется Центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации из представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госстандарта, отраслевых органов сферы образования, органов по сертификации, представителей образовательных учреждений и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций.

Комиссия в установленный конкретными системами срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.

Заявители сертификации (образовательные учреждения):

1. Направляют заявку на проведение сертификации в соответствии с правилами системы и предоставляют нормативную техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации систем качества.

2. Обеспечивают соответствие созданных систем качества требованиям нормативных документов.

3. Указывают в сопроводительной документации сведения о сертификации систем качества и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой информации до потребителя.

4. Принимают сертификат, руководствуясь национальными законодательными актами и правилами системы.

5. Обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами региональных органов по сертификации систем качества образовательных учреждений и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированными системами качества.

6. Извещают региональный орган по сертификации об изменениях, внесенных в нормативную документацию и образовательный процесс, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации системы качества.

Система сертификации должна предусматривать свободный доступ образовательным учреждениям, представителям рынка труда, общественным организациям, органам по сертификации, а также всем другим заинтересованным организациям и отдельным лицам к информации о ее деятельности, в том числе о правилах, участниках, результатах аккредитации и сертификации. В изложенном материале рассмотрены цели и задачи системы сертификации образовательных услуг.

Для обеспечения единого подхода к сертификации систем качества организаций образования, успешной реализации в процессном подходе образовательных стандартов, их международного согласования с целью улучшения образовательных процессов необходима организация в рамках соответствующих государственных структур системы сертификации систем качества в области образования, приняв за основу сделанные предложения.

Наличие подобной системы позволит упорядочить процесс сертификации образовательных учреждений по единым правилам, сформировать необходимую документацию, обеспечить стремление совершенствования образовательных процессов, повысить ответственность образовательных учреждений за качество подготовки выпускников.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.