Формы организации учебного процесса
15.09.2006


        При наборе абитуриентов на договорной основе сразу же возникает проблема разделения их на группы. Либо создавать отдельные группы из контрактных студентов и вести с ними занятия с учётом их специфики, либо обучать в составе смешанных групп с бюджетными студентами. Наше же предложение такое - отменить вступительные экзамены в вузы. Брать всех желающих со вступительным взносом равным половине годовой стоимости обучения в вузе. В течение семестра без разделения на факультеты обучать общеобразовательным дисциплинам имеющимся в учебных планах всех специальностей - в частности: математике, физике, информатике, иностранному языку, физической культуре. В конце семестра устроить конкурс на различные факультеты по схеме действующей в настоящее время с привлечением результатов ЕГЭ (по положению они действуют весь год) и оценок полученных первую сессию. По результатам конкурса окончательно сформировать состав учебных групп.

       Как бы в вузе не был организован набор студентов, так или иначе, возникает вопрос об их текущей успеваемости. Сразу же оговоримся, что речь пойдёт о неуспевающих студентах - контрактниках, которым вуз своими минимальными проходными баллами дал как бы гарантию того, что этих баллов, в принципе, достаточно для освоения вузовского материала. И поэтому вуз не имеет морального права по истечению определённого срока учёбы, получив со студентов деньги за обучение, и обнаружив, что студенты не "тянут" вузовскую программу, делать вид, что он тут не причём. Объективно сложилось так, что на 80% таких студентов недообучены либо сельской школой, либо обычной городской "неэлитной" с одним часом физики в неделю. Поэтому вуз, если не по условиям контракта, то хотя ради своего имиджа не должен уклоняться от решения этой проблемы. То есть в вузе должна быть выстроена система корректирующего платного дополнительного обучения для такой категории студентов. Такая система начала выстраиваться в Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ) на базе структурного подразделения дополнительного профессионального образования базе регионального межотраслевого центра повышения квалификации и переподготовки специалистов (РМЦПК при УГАТУ). По заявкам студентов комплектуются группы по 10 - 20 человек, в зависимости от программы дополнительного обучения и длительностью от 20 до 30 часов. Больше не имеет смысла, поскольку занятия в этих группах начинаются после прохождения основного материала и носят в основном консультативный характер и систематизируют тот "сумбур" сложившийся после предварительного изучения дисциплины. Дисциплина делится на разделы, после изучения которых, проводится тестирование студентов по материалам раздела. Для проведения занятий привлекается самые квалифицированные преподаватели кафедр, для составления постоянно корректируемых программ заведующие кафедрами. К тому же выбор преподавателей обуславливается во многом мнением заказчиков - студентов о его профессиональном мастерстве. Мотивация же преподавателя - это вдвое, втрое более высокая почасовая оплата, чем устанавливается в вузе в данном году.

       Следующим направлением дополнительного образования может стать обучение рабочим специальностям по профилю будущего инженера. В частности в УГАТУ для студентов специальности "оборудование и технология сварочного производства" по их желанию совместно с фирмой "СВАРТЭКС" в РМЦПК при УГАТУ организовано обучение по рабочей специальности "электросварщик ручной электродуговой сварки" с присвоением разряда. Такое же обучение можно организовать и по электрикам и автомеханикам.

       В вузах совершенно не развита система оказания консультационных услуг в том числе и дистанционной форме. Не разработаны методологические, информационные и финансовые вопросы. Студент должен иметь возможность купить себе консультацию любого преподавателя по Интернету не выходя из дома или общежития.

       Формы организации учебного процесса во многом зависят от психологии заказчика - студента, у которого, как правило, необходимость в дополнительной образовательной услуге возникает в самый последний момент. И это также приходится учитывать.

       Основным препятствием для организации такого рода работ является смешевание бюджетных и внебюджетных средств в государственных вузах и возникновение в связи с этим ограничений со стороны государственных финансовых органов. То есть зарабатывайте как хотите внебюджетные деньги, а тратить их можно только как бюджетные.

Источник: отчет УГАТУ "Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университетского округа аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)"


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.