Дополнительные образовательные услуги в вузе как средство повышения качества образовательного процесса
15.09.2006


       Что представляет собой современный вуз и каковы его основные функции?

       В рыночных условиях вуз - это предприятие, производящее два вида продукта: новые знания и специалистов, способных добытые человечеством знания эффективно использовать и развивать.

       Межвузовская конкуренция, которая сегодня приобретает международный характер, начинается с отбора абитуриентов. В высшей школе сложились две основные модели - немецкая и англосаксонская. В Германии вузам разрешается отбирать только часть студентов, настоящей конкуренции за абитуриента практически не существует. В США действует многоступенчатая система приема, при которой принимаются во внимание школьные оценки, отзывы учителей, интервью и эссе. Наша российская система по форме ближе к американской, но в условиях отсутствия заинтересованности в поиске лучших абитуриентов она трансформировалась в коррумпированную систему приема, которая очень хорошо справляется с устройством в вуз детей родственников, друзей, знакомых, порождает взяточничество и очень слабо обеспечивает поиск элитной молодежи. В настоящее время создается и внедряется система оценивания знаний выпускников школ. Тем не менее, очевидно, что устранить вуз из процесса оценки подготовленности абитуриента к уровню требований конкретного университета не удастся. При всем положительном отношении к инновациям, все-таки предпочтение следовало бы отдать американской системе, создавая постепенно конкуренцию за абитуриента вместо конкуренции за высокие доходы. У нас нередко пишут об американской системе образования. При этом обращают внимание на "видимую часть айсберга". У всех вызывают интерес структура, персонал, оснащение, библиотеки, (иногда) финансы. В действительности самой большой тайной высшей школы США является дифференциация. Именно она определяет особенности приема в вуз, кадровой политики, специализацию и, в конечном итоге, позволяет учебному заведению стать источником и центром инноваций. Дифференциация создает шанс достижения неповторимости, давая возможность каждому вузу найти свое лицо и своего студента.

       Обратимся теперь к финансовому фактору. Как достичь финансовой достаточности вузу? Прежде всего, стать фирмой, а не оставаться государственным учреждением. Этим отличаются университеты США от российских. Достаточно хотя бы проанализировать терминологию, которой оперируют американский и российский ректор. Содержание проблем российского выражается в терминах "учебная нагрузка", "учебный план", "финансирование", "фонд заработной платы", "оклад", "публикации" и т.п. У американца будут доминировать термины "разработка продукта", "приемлемость для рынка", "сервис для клиентов", "биржевые проекты", "патенты" и т.п. Результат налицо- у американцев университет трансформировался в High-Tech-предприятие, для нас университет превращается, особенно в последние два десятилетия, в школу, где даже подготовка молодых ученых с кандидатскими и докторскими степенями в большинстве случаев завершается исключительно учебной работой. Правда, сохраняется требование к публикациям, но никого не интересует их качество.

       В свое время вуз имел право свободно распоряжаться своими внебюджетными средствами. Предприимчивые ректоры удачно пользовались таким правом, другие - тянулись за ними, изучали их опыт и возможности повторяли. С созданием государственного казначейства вуз лишился этих прав. Это не значит, что казначейство виновато. Нет. Просто не создан юридический механизм для разделения средств на бюджетные и собственные, которые могут быть использованы на благо развития университета. В западных странах совершенно другая ситуация. Колумбийский университет только в форме процентов от вложенного капитала запланировал и получил за 2004 год доход в 110 млн. долл.

       Российские вузы мало работают над проблемой существенного расширения услуг студентам и персоналу. А ведь резервы для пополнения своей сметы здесь огромные. В наших вузах отсутствует институт студенческих консультантов, которые помогут составить личный учебный план, провести платные дополнительные занятия и консультации (о такой возможности не догадываются не только студенты, но и преподаватели); научат пользоваться библиотечными фондами, включая электронные; разъяснят методику написания и оформления курсовой и дипломной работ; помогут найти место практики, а также среду для внедрения результатов научного исследования. Необходима инфраструктура для предоставления услуг психолога, нарколога, сексолога, косметолога. В студенческом городке должны быть завсегдатаями театры и звезды эстрады и оставлять часть своей выручки в вузовской кассе. Все, что необходимо многотысячному коллективу, должно быть предоставлено в пределах территории вуза, приносить доход предпринимателям, университету, быть экономически доступным студентам и сотрудникам. Структура такого бизнеса должна быть тщательно продумана и просчитана.

       Что касается самой высшей школы, то учебный процесс в ней потерял традиционно присущий ей систематизированный характер и индивидуальный подход к обучаемым, а исследования затормозились из-за превалирования дидактической загрузки преподавателя. Ведь и в науке, и в обучении односторонний рост без широкой дифференциации всегда ведет к деградации.

Источник: отчет УГАТУ "Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университетского округа аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)"


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.