Развитие бенчмаркинга в сфере образования для повышения качества управления в вузе
19.02.2007 15:53


Авторы:

Д.В. Маслов, к.э.н., Директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета

Ю.В. Вылгина, к.э.н., заместитель директора Научного центра бенчмаркинга и совершен-ствования, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ИГЭУ

А.М. Карякин, д.э.н.,профессор, декан факультета экономики и управления ИГЭУ



Сегодня в России, как и во всем мире, на первый план выходят вопросы качества жизни человека. Наряду с качеством продуктов и услуг, качеством окружающей среды, важной проблемой является качество образования. Рыночная среда и необходимость постоянно поддерживать и поднимать уровень конкурентоспособности заставляет отечественных руководителей, в том числе, в сфере образования, осваивать современные инструменты управления, позволяющие совершенствовать качество выпускаемых продуктов и услуг, качество процессов, качество систем управления.

Среди эффективных и простых инструментов совершенствования и по-вышения эффективности организации в мире все чаще называется бенчмаркинг (или эталонное сопоставление). В России для большинства руководителей "бенчмаркинг" - это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Суть же бенчмаркинга заключается, во-первых, в сравнении своих показателей с показателями других организаций: конкурентами и организациями-лидерами; во-вторых, в изучении и применении успешного опыта других у себя в организации.

В настоящий момент бенчмаркинг приобретает статус глобального явления и рассматривается как механизм, позволяющий обмениваться организациям всего мира накопленными знаниями и опытом для общего продвижения вперед. Более 10 лет назад в 1993 г. бенчмаркинговые центры Великобритании, США, Германии, Швеции и Италии решили объединить усилия по развитию метода эталонного сопоставления в мире. И в 1994 г. была учреждена Глобальная сеть бенчмаркинга (Global Benchmarking Network, GBN) как сообщество независимых бенчмаркинговых центров. На сегодняшний день Сеть объединяет подобные центры из 24 стран мира. Департамент "Деловое совершенство" Всероссийской организации качества (ВОК) с осени 2004 г. является официальным членом Глобальной сети бенчмаркинга.

Наряду с GBN успешно функционируют отраслевые глобальные бенчмаркинговые сообщества в сфере образования, такие как Consortium for Higher Education Benchmarking Analysis (CHEBA), Public Sector Benchmarking Service (PSBS), Educational Benchmarking, Inc. (EBI) и другие международные центры эталонного сопоставления.

Активному развитию глобального бенчмаркинга способствуют мировые конкурсы в области качества: Национальная премия качества Малколма Болдриджа (США), Японская премия качества, Европейская премия качества и другие.

Организатором Европейской премии по качеству (с января 2006 г. - Премия совершенства EFQM) является Европейский фонд управления качеством (EFQM), в тоже время фонд успешно развивает бенчмаркинг на базе премии, организует посещения лучших компаний Европы - лауреатов премии качества, координирует работу групп эталонного сопоставления, исследовательских консорциумов, практических сообществ.

В частности, в рамках образовательного сообщества EFQM "Education Community of Practice" сотрудничают более 150 европейских вузов из 20 стран, проводя ежеквартальные встречи, конференции, семинары.

Помимо "материальной" бенчмаркинговой деятельности, Европейский фонд управления качеством активно развивает интерактивное эталонное сопоставление с использованием web-ресурсов. Интернет-сервис EFQM Excellence One - это обучающая on-line система e-бенчмаркинга, объединяющая все лучшие инструменты и методы совершенствования на базе модели EFQM.

Европейский опыт показывает, что логическим развитием национальной премии качества является создание бенчмаркинговой инфраструктуры, организация базы данных лучшей деловой практики и механизмов доступа к ней. Однако на базе национальной Премии Правительства РФ в области качества за 9 лет ее существования не была создана серьезная площадка для развития бенчмаркинга. Если EFQM является и организатором Европейского конкурса, и разработчиком модели совершенствования, и бенчмаркинговым центром, то в России эти направления развиваются далеко не параллельно. Так, российскую премию качества, модель которой гармонизирована с моделью EFQM, курирует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а саму модель совершенствования EFQM в России представляет Центр консалтинга и обучения Всероссийской организации качества, позиционируя модель отдельно от национального конкурса. Бенчмаркинг же делает первые шаги в России под эгидой Департамента "Деловое совершенство" ВОК и также обходит стороной национальный конкурс качества.

Если говорить о сфере образования, то мировые премии по качеству имеют в своих структурах отдельные конкурсные категории для общественных организаций (Европейская премия качества) или отдельно для сферы образования (премия Болдриджа). В России же образовательные организации участвуют в конкурсе наравне с коммерческими компаниями. Однако с 2001 г. с целью стимулировать вузы к применению самооценки своей деятельности по крите-риям, отражающим современные подходы к управлению на основе постоянного совершенствования деятельности проводится министерский конкурс "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", основанный на модели российской премии качества.

Несмотря на то, что участие вузов в Конкурсе добровольное, девятый пункт положения о конкурсе гласит "Отчеты вузов-лауреатов Конкурса и заключения экспертной комиссии будут переданы в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России для учета при проведении аттестации и аккредитации вузов". Вероятно, этот девятый пункт для многих участников и является первым и решающим пунктом при принятии решения об участии в конкурсе и проведении самооценки. Этот вывод подтверждается еще и тем фактом, что согласно решению коллегии Федерального агентства по образова-нию от 16 ноября 2004 г. N 3/1 "О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях" в ближайшей перспективе основой аттестации и государственной аккредитации вузов станет единая система показателей уровня качества образования. Таким образом, наличие внутривузовской системы качества становится необходимым условием существования высшего учебного заведения.

Не хочется думать, что внезапно возросшее число участников, дипломантов и даже лауреатов национальной премии качества в 2004 г. (3 дипломанта и 1 лауреат) обуславливается только желанием показать государственным экс-пертам наличие системы менеджмента качества в вузе, а лучше подтвердить эффективную (часто в кавычках) СМК престижным сертификатом, например, ИСО 9001:2000, или красивым дипломом лауреата региональной, отраслевой, национальной, любой другой премии по качеству.

Система ранжирования и бальная оценка премий, действительно, как нельзя лучше подходят для процедур лицензирования, аттестации, аккредитации. Но далеко не всегда такой подход эффективен для совершенствования, реального улучшения качества и повышения конкурентоспособности. Если мы хотим совершенствовать системы управления и улучшать качество образовательных процессов, а не процессов выдачи сертификатов, дипломов, а затем лицензий и т.д., то нам, говоря о современных подходах к построению систем управления качеством (в том числе, премий в области качества, и, в том числе, в сфере образования) необходимо обратить внимание на обратную сторону медали - рыночную. Практически все руководители вузов отмечают сегодня ужесточение борьбы за потребителя. Привлечь студента именно в свой вуз - задача все более сложная и, вместе с тем, стратегически важная. Рынок и конкуренция - становятся довольно сильными мотиваторами для принятия решения об оп-тимизации и повышении качества системы управления вузом. Менеджмент вуза, по сути, - это менеджмент крупного бизнеса, методы которого необходимо адаптировать к специфике сферы образования. Но, как это сделать?

Одно из очевидных решений - бенчмаркинг. Развитие бенчмаркинга на базе национальной или отраслевых премий, на наш взгляд, наиболее простой и эффективный вариант. Опыт лучших российских организаций (вузов), используемые ими успешные подходы и методы управления должны генерироваться в базе данных лучшей практики. Эта информация должна быть доступна для всех организаций, стремящихся к совершенствованию своей деятельности.

Базовой площадкой может служить Вузовский конкурс качества. Создание отраслевой базы данных позволит объединить лучший опыт участников и лауреатов конкурса, других заинтересованных образовательных организаций. Доступ к этой базе данных должен быть организован с использованием передовых информационных технологий через глобальный Интернет-ресурс, который необходимо создать.

Ивановский государственный энергетический университет имеет боль-шой опыт разработки и использования подобных информационных систем. На факультете экономики и управления создана и постоянно модифицируется система "Бумеранг", изначальное использование которой прогнозировалось как "система дистанционного обучения". Опыт практического применения такой системы на факультете экономики и управле-ния ИГЭУ превышает 7 лет.

Сегодняшние система "Бумеранг", помимо возможности организации процесса дистанционного образования, является готовой гибкой оболочкой для накопления и использования большого объема информационных данных. "Бумеранг" имеет потенциал для модификации в информационный бенчмаркинговый ресурс. Первые разработки были нацелены на возможность пополнения существующих банков информации, создание возможности обмена лучшими методическими разработками по различным дисциплинам, возможностей проведения консультаций on-line с ведущими преподавателями и профессорами. Такие консультации уже проводились исследователями в рамках совместного российско-американского проекта.

Сегодня силами "Научного центра бенчмаркинга и совершенствования" ИГЭУ в системе "Бумеранг" ведется тестирование новой формы бенчмаркинговых семинаров на базе "Образовательной сети совершенствования" (Learning Network of Excellence) в рамках российско-британского проекта "MANRU". Это образовательное сообщество создано Ярославским государственным университетом им. П.Г. Демидова и университетом Шеффилд Халам (Великобритания) как площадка для обмена знаниями и опытом между российскими вузами, которые применяют современные подходы для улучшения качества менеджмента и совершенствования своих процессов. По сути, "Образовательная сеть совер-шенствования" - это вариант бенчмаркингового сообщества или консорциума, где ИГЭУ является партнером и предлагает свои варианты интеграции лучшего опыта в практику вузовского управления по принципу, провозглашенному доктором Эдвардом Демингом "Сотрудничество: выигрывают все!"

В заключение хотелось бы отметить, что бенчмаркинг дает возможность использования накопленного опыта и взаимовыгодный обмен знаниями - это эффективная стратегия для повышения качества образования, которую необходимо брать на вооружение уже сегодня.


Литература

1. Карякин А.М., Маслов Д.В., Вылгина Ю.В. Бенчмаркинг как эффективная стратегия повышения качества управления в сфере высшего образования // тез. докладов Всероссийской науч.-практ. конференции "Стратегические проблемы высшего образования". - Н.-Новгород: НИМБ, 2005. - 3 ноября.

2. Маслов Д., Мазалецкая А., Стид. К. Модель совершенствования EFQM для повышения качества управления современным вузом // Высшее образова-ние в России. - 2005. - N9. - С. 46-52.


Источник: Сб. докладов II-ой Международной науч.-практ. конференции "Стремление к совершенству через управление качеством". - Москва, 2006. - 2 марта.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.