Часть 2. Обучение методам самооценки в УГНТУ
16.05.2008 19:56


ИГЭУ-УГНТУ: дистанционный семинар в системе "Бумеранг"

В марте-апреле 2008 г. специалисты Научного центра бенчмаркинга и совершенство-вания Ивановского государственного энергетического университета (НЦБС ИГЭУ) и от-дела качества Уфимского государственного нефтяного технического университета прове-ли для структурных подразделений и филиалов УГНТУ, а также Башкирской академии государственной службы при Президенте Республики Башкортостан и лицея N136 города Уфы (всего более 30 человек) обучающий семинар на тему "Методы самооценки деятель-ности образовательной организации".

Организаторы семинара преследовали следующие цели:

- определение и изучение лучших практик организации работы (процессов) вузов (филиалов) участников семинара;

- освоение методов самооценки для участия в конкурсах по качеству, основанных на модели конкурса Европейского фонда управления качеством (EFQM), в том числе, конкурсе Рособрнадзора "Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования", премии Правительства РФ в области каче-ства, признания по уровням совершенства EFQM;

- освоение принципов и методов диагностической самооценки деятельности обра-зовательного учреждения для улучшения процессов и совершенствования системы управ-ления вуза.

Особенностью данного семинара была выбранная форма обучения. В течение 6 не-дель участники осваивали теоретический материал и выполняли практические задания под руководством кураторов НЦБС ИГЭУ в дистанционном режиме. Затем по окончании дистанционной части состоялся двухдневный очный семинар в Уфе на базе УГНТУ. Дистанционная часть семинара включала освоение теоретических основ и методов организационной самооценки с использованием гипертекстового обучающего комплекса (ГОК) "Модель совершенствования EFQM", разработанного НЦБС ИГЭУ и реализован-ного в программной оболочке системы дистанционного обучения "БУМЕРАНГ" (http://bumerang.economic.ispu.ru), которая позволяет каждому участнику персонализиро-вать среду и адаптировать учебный процесс с учетом личных возможностей и требований.

Применявшийся в процессе дистанционного обучения ГОК имел структуру, пред-ставленную на рис. 4.

Очная часть семинара включала обсуждение результатов дистанционной части, а также целый ряд тренингов по освоению методов самооценки по критериям моделей со-вершенства, в т.ч. определение специфики субкритериев модели, экспресс-оценка мето-дом анкетирования и аналитические инструменты для последующей обработки результа-тов, подготовка отчетов по самооценке, разработка планов по улучшению на основе ре-зультатов самооценки.

Структура ГОК Рис. 4. Структура ГОК "Модель совершенствования EFQM"

В качестве методического обеспечения семинара использовались следующие мате-риалы:

1. Учебные пособия и монографии:

- Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM. М: РИА "Стандарты и качество", 2008. 152 с. ISBN 978-5-94938-067-3.

- Шестаков А.Л., Маслов Д.В. Антиуправление бизнесом или как не разрушить бизнес, улучшая его качество. М: ДМК-Пресс, Омега-Л, 2007, 2008. 208 с. ISBN 5-370-00194-4, 5-9706-0021-0.

- Маслов Д.В., Вылгина Ю.В. Современные инструменты управления: Модель со-вершенствования EFQM: Учеб. пособ., Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т., 2006. 107 с. ISBN 5-89482-384-6.

2. Учебно-методические разработки, зарегистрированные в Отраслевом фонде алго-ритмов и программ (ОФАП) и Госкоорцентре Рособразования:

- Маслов Д.В., Вылгина Ю.В. Гипертекстовый обучающий комплекс "Модель со-вершенствования EFQM". Св-во ОФАП N 6857.

- Маслов Д.В. Самооценка на основе моделей мировых премий по качеству. Св-ва ОФАП NN 7637, 7638, 7645-7647.

- Маслов Д.В. Самооценка по критериям модели EFQM в цикле PDCA: методы и инструментарий. Св-во ОФАП N 7648.

- Маслов Д.В., Вылгина Ю.В., Крупнова Ю.В. Методика оценки качества деятель-ности вуза на основе результатов обследования заинтересованных сторон. Св-во ОФАП N 8018.

- Маслов Д.В., Вылгина Ю.В., Крупнова Ю.В. Обучающий семинар по примене-нию модели совершенствования EFQM. Св-во ОФАП N 8043.

3. Тематические публикации в центральных научно-популярных журналах, в т.ч. ста-тьи авторов семинара:

- Маслов Д.В., Мазалецкая А.Л., Стид К. Модель совершенствования EFQM для повышения качества управления современным вузом // Высшее образование в России. 2005. N9. С. 46-52.

- Маслов Д.В., Мазалецкая А.Л., Стид К. Модель EFQM в Российском университе-те // Методы менеджмента качества. 2005. N 12. С. 21-25.

- Steed C., Maslow D., Mazaletskaya A. EFQM Excellence Model for Deploying Quality Management: British-Russian Journey, // Higher Education in Europe. 2005. Vol. 30. No. 3-4. P. 307-319.

- Маслов Д.В. Шестаков А.Л., Мидхерст Д. Профилактика системы управления: полезная модель EFQM // Методы менеджмента качества. 2006. N 7. С. 34-39.

- Maslow D., Mazaletskaya A., Steed C. A Journey towards Excellence: A University Case Study // EFQM Excellence One. 2006. Sept. Issue.

- Маслов Д.В. Несовершенные модели совершенства // Методы менеджмента каче-ства. 2007. N6. С. 30-35; N7. С. 26-29.

- Маслов Д.В. Самооценка в системе координат "измерение показателей - внут-ренний аудит - модели совершенства" // Методы менеджмента качества. 2008. N1. С. 15-21; N2. С. 30-35.


Читать дальше...

Авторы статьи:

Д.В. Маслов
к.э.н., директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования
Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)
e-mail: maslow@bk.ru

Ю.В. Вылгина
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ),
асессор Европейского фонда управления качеством (EFQM)
e-mail: jvilgina@mail.ru

К.Э. Писаренко
зав. сектором информационно-методического обеспечения
системы менеджмента качества отдела качества
Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ)
e-mail: otdelkko@mail.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.