Часть 1. Модели организационной самооценки
16.05.2008 20:22


Адаптированные версии модели EFQM

В 1999 г. был проведен серьезный пересмотр модели, и из ее названия было удалено слово "бизнес" (до 1999 г. модель называлась "EFQM Business Excellence Model"). Это связано, в первую очередь, с тем, что многие некоммерческие организации также увидели в модели EFQM практический инструмент, позволяющий им строить эффективную сис-тему управления на основе постоянной самооценки, сравнения себя с эталоном и резуль-татами лучших организаций, выявления областей для совершенствования и поиска луч-ших управленческих решений.

Еще одним важным результатом пересмотра модели в 1999 г. стало появление адап-тированной версии модели EFQM для некоммерческих организаций "Public and Voluntary Sector Model". На базе модели EFQM для общественного сектора в 2003 г. была представ-лена версия модели EFQM для высшего образования. Разработка адаптированной модели проводилась на базе университета Шеффилд Халам (Великобритания), который коорди-нирует проект EFQM "Качество в сфере высшего образования". В отраслевой версии мо-дели заложен опыт применения модели EFQM в европейских вузах из 20 разных стран.

С момента учреждения Европейской премии по качеству, во многих европейских странах стали появляться национальные конкурсы, основанные на той же модели. В Рос-сии с 1997 г. существует Премия Правительства РФ в области качества, критерии которой гармонизированы с моделью EFQM. Кроме того, на региональном уровне проводятся ло-кальные конкурсы на соискание премий по качеству, в основе которых также лежат кри-терии модели EFQM, например, Поволжская премии в области качества, Ярославский об-ластной конкурс "За лучшую работу в области обеспечения качества" и др.

В 2005 г. учрежден конкурс на соискание Премии СНГ за достижения в области ка-чества продукции и услуг, основанный на модели EFQM.

С целью улучшения качества государственных услуг и повышения эффективности деятельности организаций бюджетной сферы в 2000 году в Европе под эгидой Еврокомис-сии в Европейском институте публичного администрирования (EIPA) на базе модели EFQM была разработана "Общая схема оценки" (Common Assessment Framework - далее модель CAF), которая сегодня успешно внедряется во многих европейских странах. В России развивается адаптированная версия модели CAF - модель ЭПУС (Эффективная публичная служба) для аппаратов органов государственной власти и местного самоуправ-ления.

В 2001 г. в ответ на требования бизнес-сообщества разработать понятную схему по-этапного движения к организационному совершенству EFQM учредил систему признания достижений организаций, применяющих модель EFQM для самооценки - уровни совер-шенства EFQM, которые включают уровень "признанное совершенство" (R4E) и "стрем-ление к совершенству" (C2E)1 .

В том же 2001 г. на базе Московского государственного института стали и сплавов (МИСиС) проведен первый отраслевой министерский конкурс качества для вузов, кото-рый проводится под эгидой Рособрнадзора и сегодня носит название "Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования". Модель вузовского конкурса является адаптированным для сферы образования вариантом моделей EFQM и Премии Правительства РФ.

В рамках известной в вузовской среде "типовой модели" СПбГЭТУ ЛЭТИ диагно-стическая самооценка "совершенства деятельности вуза" также проводится по адаптиро-ванным критериям модели EFQM.

На рис. 3 представлены конкурсные и диагностические модели самооценки, в основе которых лежат критерии модели EFQM.

Модели, основанные на модели EFQM Рис. 3. Модели, основанные на модели EFQM


Читать дальше...


1 Национальным партнером EFQM в России является Всероссийская организация качества (ВОК), а обучение и сертификацию отечественных предприятий по уровням совершенства EFQM проводят центр консалтинга и обучения и центр экспертных программ ВОК.


Авторы статьи:

Д.В. Маслов
к.э.н., директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования
Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)
e-mail: maslow@bk.ru

Ю.В. Вылгина
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ),
асессор Европейского фонда управления качеством (EFQM)
e-mail: jvilgina@mail.ru

К.Э. Писаренко
зав. сектором информационно-методического обеспечения
системы менеджмента качества отдела качества
Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ)
e-mail: otdelkko@mail.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.