Часть 1. Модели организационной самооценки
16.05.2008 20:40


В последние годы мировая практика менеджмента в организациях бюджетной сфе-ры, в том числе в сфере образования, указывает на явную тенденцию к заимствованию из бизнеса моделей и методов, обеспечивающих устойчивость, конкурентоспособность, вы-сокую эффективность деятельности. Общество требует от бюджетных организаций, кото-рые во многом существуют на его деньги эффективного и ответственного управления, причем главным мерилом эффективности выступает качество производимых услуг, где качество рассматривается как степень удовлетворения потребностей всех групп заинтере-сованных сторон образовательной организации от студента и его родителей до работода-телей и общества в целом.

Для того чтобы обеспечить качество подготовки выпускников, обладающих высокой профессиональной квалификацией и необходимыми компетенциями, востребованными на рынке труда, отечественное университетское образование должно отвечать современным мировым образовательным стандартам, которые предполагают эффективное управление вузом на принципах менеджмента качества. Сегодня на повестке дня руководителей мно-гих высших учебных заведений стоит вопрос о построении системы обеспечения качества вуза, ее развертывании в масштабах всей организации, оценке эффективности и совер-шенствовании этой системы. Одним из доступных и хорошо зарекомендовавших подхо-дов к построению систем менеджмента качества является применение методов организа-ционной самооценки на основе моделей делового совершенства. В Европе большинство таких моделей строятся на модели Европейского фонда управления качеством (модели EFQM).

Большинство несоответствий и проблем в работе (по различным оценкам от 75 до 98%) являются результатом системных ошибок в управлении организацией. Традиционно применяемые в образовательных учреждениях методы самооценки, такие, как рейтинги профессорско-преподавательского состава, структурных подразделений, а также по пока-зателям комплексной оценки, направлены на выявление несоответствий в процессах жиз-ненного цикла подготовки специалистов (маркетинг, довузовская подготовка, прием сту-дентов, разработка учебно-методических материалов, реализация образовательных про-грамм, воспитательный процесс, содействие трудоустройству и т.п.) и обеспечения их ре-сурсами (материально-техническое обеспечение, менеджмент персонала, финансово-экономический менеджмент, информационное обеспечение и т.п.). Они не показывают несоответствия в процессах управления организацией (планирование, анализ деятельно-сти, стратегический менеджмент). Модель совершенствования EFQM направлена, прежде всего, на поиск мест для улучшения, выявления и предотвращения несоответствий в про-цессах управления организациями и образовательными учреждениями.


Читать дальше...

Авторы статьи:

Д.В. Маслов
к.э.н., директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования
Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)
e-mail: maslow@bk.ru

Ю.В. Вылгина
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ),
асессор Европейского фонда управления качеством (EFQM)
e-mail: jvilgina@mail.ru

К.Э. Писаренко
зав. сектором информационно-методического обеспечения
системы менеджмента качества отдела качества
Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ)
e-mail: otdelkko@mail.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.