Методика рейтинга университетов, утвержденная приказом Министра образования Российской Федерации N 631 от 26 февраля 2001 г. "О рейтинге высших учебных заведений"
17.09.2006 17:49


       Рейтинг (от англ. rate - оценивать, определять) - это индивидуальный показатель оценки какого-либо объекта. Чаще всего рейтинг является условным интегральным показателем, базирующимся на совокупности отдельных признаков.

       Методическую характеристику рейтинга определяют состав выбранных признаков и правила вычисления интегрального показателя. Можно выделить три принципиально разных подхода при расчете рейтинга:

  1. Оценка достигнутых показателей по результатам работы.
  2. Оценка показателей, характеризующих фактическое состояние организации.
  3. Оценка показателей, характеризующих потенциальные возможности организации.

       В методике расчета рейтинга вузов, принятой Министерством образования РФ, учитываются элементы всех трех подходов. Часть показателей взяты из первой группы, часть - из второй, часть - из третьей. Для вуза в состав отдельных признаков включены 44 показателя, начиная с качественного состава ППС и заканчивая показателями социальной структуры поддержки студентов. Каждому показателю присвоен порядковый номер (от 1 до 44). Все они разбиты на две группы, ориентированные на расчет рейтинга потенциала вуза и рейтинга активности вуза. Эти группы, в свою очередь, подразделяются на три подгруппы:

  • Рейтинг потенциала вуза:
    - интеллектуальный потенциал вуза;
    - материально-техническая база вуза;
    - социально-культурная база вуза;
  • Рейтинг активности вуза:
    - подготовка кадров;
    - объем научных исследований и изданий;
    - международные связи вуза.
  •        Базой расчета рейтинга вуза является условное количество студентов, которое рассчитывается по уравнению:

            В = 15+С1х16+С2х17, где В - условное количество студентов;

            Cl, C2 - весовые коэффициенты, устанавливаемые экспертным путем.

           Рейтинг потенциала вуза вычисляется через три группы частных показателей: интеллектуальный потенциал, материальная база и социально-культурная база.

           Интеллектуальный потенциал вуза вычисляется по следующим показателям:

    1.1.1. Квалификация 1 +2 + С4 * 4 +С5 * (10 + 11)/В.

    1.1.2. Перспективность (3 + С6 * 5)/В.

    1.1.3. Элитарность (6 + С7 * 7 + С5 * (12 + С7 * 13)/В.

    1.1.4. Общественное признание (8 + С5 * 14)/В.

           Материальная база вуза характеризуется следующими показателями:

    1.2.1. Здания и сооружения (31 - 32)/В.

    1.2.2. Оборудование (32 - С8 * 46)/В.

    1.2.3. Уровень информатизации (36 + С9 * (35 - 36) - С10 * 37/В.

    1.2.4. Библиотека 38/В.

    1.2.5. Бюджетные сметы 30/В.

           Социально-культурная база вуза характеризуется следующими показателями-

    1.3.1. Общежития 42.

    1.3.2. Общепит 43.

    1.3.3. Санатории-профилактории 44/В.

    1.3.4. Спортивные сооружения 45/В.

           Рейтинг активности вуза вычисляется через три группы показателей: подготовка кадров, наука и издания, международные связи.

           Подготовка кадров в вузе характеризуется следующими показателями:

    2.1.1. Студенты В.

    2.1.2. Аспиранты (18 - С 11 * 19)/В.

    2.1.3. Подготовка докторов наук 23/В.

    2.1.4. Подготовка кандидатов наук 24/В.

    2.1.5. Подготовка специалистов (40 + S * 41)/В.

           Объем научных исследований в вузе и изданий характеризуются следующими показателями:

    2.2.1. Объем госбюджетной науки 25/В.

    2.2.2. Объем хоздоговорной науки 26/В.

    2.2.3. Издания за рубежом 27/В.

    2.2.4. Издания в России 28/В.

    2.2.5. Коммерция (39 - 40)/В.

           Международные связи вуза характеризуются следующими показателями

    2.3.1. Авторитет научной школы (9 * С13 + 27)/В.

    2.3.2. Подготовка специалистов в России (21 + С14 * (20 - 21))/В.

    2.3.3. Подготовка специалистов для России 29/В.

    2.3.4. Экономическая оценка 41/В.

           Все показатели прежде всего нормируются. Выбранное правило нормирования предусматривает их деление на максимальное соответствующее значение по выборке однотипных показателей. В результате нормирования все показатели имеют значение в интервале от 0 до 1.        Показатели рейтинга разделены на следующие основные группы:

    • профессорско-преподавательский состав (штатные сотрудники);

    • профессорско-преподавательский состав (совместители и почасовики);

    • студенты и аспиранты;

    • деятельность университетских диссертационных советов;

    • объем НИР (в денежном выражении);

    • издательская деятельность;

    • бюджетные ассигнования и основные фонды;

    • финансовая деятельность;

    • социально-бытовые условия.

    •        
      Методика построения рейтинга

             Этап 1. Получение оценок по каждому показателю.

             Этап 2. По каждому университету вычисляется локальный критерий третьего (низшего) ранга:

      , где - определенный поднабор из полного набора показателей j-го университета, на базе которого производится оценка данного критерия , а - функция, описывающая взаимозависимость показателей и данного критерия.

             Этап 3. Перерасчет значений локальных критериев по каждому университету:

             - вычисление нормирующего значения для каждого локального критерия третьего (низшего) ранга: , где Рij - значение i-го показателя для j-го университета, i = 1, m; j = 1, …, n;

             - определение значения (Bij) для показателя i-го каждого университета:



             Этап 4. Последовательная свертка локальных критериев в критерии первого ранга: потенциал и деятельность

             Этап 5. Вычисление специального показателя Е = К1/К2. В данной методике этот показатель используется для усиления влияния продуктивных целей на результат итоговой оценки, что достигается путем использования показателя Е для расчета критерия К11 (интеллектуальный потенциал). Свертка повторяется до получения значения глобального критерия.

             Этап 6. Составление рейтинговой таблицы по значению глобального критерия. В основе этой методики лежит разветвленная структура критериев, на которые раскладывается комплексная глобальная цель системы.

             Оценить качество образования - достаточно сложная задача. Сравнительно просто оценить знания, полученные студентами в той или иной области, и чрезвычайно сложно оценить потенциал выпускников отдельных университетов, особенно их способности к самообразованию. Все попытки охарактеризовать результаты образования сталкивались со значительными сложностями при формулировании критериев оценки. Более того, полученное образование во многом определяет дальнейший ход жизни человека. Возникает вопрос, насколько возможно учесть это влияние. Сложности оценки результата образования подразумевают необходимость оценки образовательного процесса.

             Концепция качества образования носит комплексный, многокомпонентный характер, внимание привлекается к различным граням образования. Соответственно оценка должна быть многомерной, т.е. необходимо учитывать все возможные характеристики обучения. Оценку качества любой услуги нельзя сводить к оценке качества результата. Для полной и верной оценки качества образования необходимо оценить способность и потенциал оказания образовательных услуг: характеристики преподавательского состава, уровень технической оснащенности, финансирование вуза и т.д.

             Все перечисленные выше трудности, возникающие при попытках оценить качество образования, приводят к осознанию важности разработки адекватной методики рейтингов. И здесь хотелось бы предложить некоторые положения, которые необходимо учесть при построении рейтинга:

             - Рейтинг должен в первую очередь рассматриваться как источник информации для руководства вузов, которые смогут отследить динамику и сделать подробные выводы, именно они используют рейтинги в полной мере, и при разработке рейтингов следует ориентироваться в первую очередь на их потребности.

             - Рейтинг представляет собой процесс принятия решения на основе многочисленных критериев. При разработке процедуры значительную пользу могут принести положения общей теории принятия решений при многих критериях.



      Источник: отчет УГАТУ "Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университетского округа аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)"


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.