Анализ программного обеспечения в сфере менеджмента качества
18.09.2006 10:30


               Создание, внедрение и поддержка системы менеджмента качества (СМК) высшего учебного заведения, соответствующей требованиям международных стандартов серии ИСО 9000, является трудоемким и длительным процессом, связанным с увеличением объема нормативной и рабочей документации, а также процессов сбора и анализа разнородной информации, которые должны быть четко определены и упорядочены. В таких условиях, обеспечить результативное выполнение процессов СМК можно только, оптимизировав материальные и временные затраты. Что достигается при помощи современных информационных технологий.
               В настоящее время на рынке существует достаточное количество предложений программного обеспечения, позволяющего решать стратегические, тактические и оперативные задачи СМК. Наиболее известны и широко распространены системы, такие как:

  • 1С: Предприятие 7.7. конфигурация "Управление качеством"",

  • АВРО-БУС" "СЛУЖБА КАЧЕСТВА, V.2.0""для 1С: Предприятие 7.7",

  • Инталев: Бизнес-процессы,

  • Digital Design "DocsVision "Управление качеством",

  • Хомнет: СМК 8.0

  • IDS Scheer AG комплекс программных продуктов ARIS и др.

               Основной особенностью перечисленных программных продуктов является ориентированность на деятельность в сфере производства. При этом особое внимание в них уделяется специфике производственных процессов, процессов, связанных с коммерческой деятельностью предприятий, а также системами организации документооборота. Практически все они предназначены для автоматизации работы отделов, занимающихся управлением качеством в организациях, разработаны на основе требований международного стандарта ISO 9001:2000 и могут быть использованы в организациях любых размеров, ощущающих потребность в централизованном хранении, систематизации и анализе данных о качестве работы. Использование этих продуктов позволяет значительно сократить издержки, связанные с внедрением и эксплуатацией СМК в организации.
Рассмотренные программные продукты обладают унифицированной типовой структурой, призванной решать следующие задачи (на примере СЛУЖБА КАЧЕСТВА, V.2.0):

Поддержка процессного подхода
               Регистрация процессов организации и установка взаимосвязей между ними, назначение владельцев процессов. Регистрация этапов процессов, нормативной документации и записей по качеству по ним. Регистрация требований к выполнению процессов, а также навыкам и знаниям, необходимым для качественного выполнения процессов. Установка целей в области качества и отслеживание их достижения.

Управление нормативной документацией
               Ведение списка нормативных документов и бланков, входящих в "Руководство по качеству", управление их версиями. Ведение списка рассылки копий нормативных документов, а также отслеживание изменений в их версиях. Формирование руководства сотрудника, в котором указан весь перечень процессов, закрепленных за сотрудником, а также нормативные документы по каждому процессу.

Управление записями по качеству
               Ведение записей по качеству по различным процессам и проведение анализа по ним.

Управление несоответствиями, корректирующими и предупреждающими действиями
               Регистрация несоответствий (в том числе потенциальных), их анализ, назначение корректирующих и предупреждающих действий, а также осуществление контроля их выполнения. Проведение анализа несоответствий, корректирующих и предупреждающих действий посредством отчетов и диаграмм.

Обработка жалоб и благодарностей от клиентов
               Регистрация и обработка жалоб и благодарностей, контроль выполнения мероприятий по устранению жалоб, а также оценка удовлетворенности заказчика этими мероприятиями. Анализ поступающих жалоб и благодарностей посредством различных отчетов и диаграмм.

Оценка удовлетворенности заказчиков продукцией организации (работами, услугами)
               Планирование опроса заказчиков с целью определения их удовлетворенности качеством продукции организации, регистрация информации по результатам этого опроса, а также анализ удовлетворенности заказчиков.

Проведение аудитов качества
               Планирование проведения аудитов качества, регистрация полной информации по ним, а также проведение анализа полученных результатов.

Управление квалификацией персонала
               Регистрация информации об образовании сотрудников, их навыках, знаниях и квалификации. Ведение записей по обучению персонала и регистрация аттестаций сотрудников. Проведение анализа квалификации персонала.

Управление закупками
               Ведение записей по поставщикам и проведение мероприятий по анализу поставщиков.

Управленческие мероприятия
               Планирование различных управленческих мероприятий (собрание сотрудников, анализ со стороны руководства и др.), регистрация информации по этим мероприятиям (состав участников, основная повестка мероприятия, дополнительные вопросы и др.), регистрация решений, принятых на мероприятии, и контроль их выполнения.

Отчетность подразделения
               Подготовка отчетов, содержащих в себе информацию по работе подразделения "Служба качества": результаты аудитов, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия, удовлетворенность, жалобы, план оценки удовлетворенности, план мероприятий и т.п.
Важными являются дополнительные возможности, предоставляемые электронной СМК, среди которых необходимо выделить следующие:

  • Графическое представление процессов и возможность задавать маршрут;

  • Автоматическая проверка корректности схем процессов;

  • Выполнение поставленных задач исполнителями по заданному алгоритму;

  • Контроль всех выполняемых процессов на каждом этапе;

  • Анализ эффективности процессов;

  • Оптимизация процессов;

  • Целенаправленность выполнения процессов;

  • Ответственность за выполнение каждой задачи и процесса в целом;

  • Разработка сложных иерархических схем процессов;

  • Интеграция с внешними базами данных, электронной почтой: наличие единой внутренней и внешней почты;

  • Возможность автоматического запуска регулярных процессов и процессов при наступлении стандартных событий;

  • Автоматическое составление должностных инструкций;

  • Мониторинг и контроль состояния каждого процесса, анализ выполнения процессов;

  • Возможность распространения схем процессов;

  • Наличие единой внутренней базы данных. Хранение произвольной, но систематизируемой информации в виде классификаторов, и использование их в качестве параметров процессов;

  • Возможность многопользовательской удаленной работы с СМК.

               Система менеджмента качества ВУЗа незначительно отличается от производственной, однако требует несколько иного подхода к описанию и сопровождению процессов. Система качества высшего образования в настоящее время, в основном, базируется как на стандартах ISO серии 9000, так и на элементах всеобщего управления качеством (TQM).
               Особенности заключаются в приложении СМК к:

  • организационной структуре ВУЗа;

  • направленности на достижение долгосрочного успеха (4-10 лет);

  • опоре на современные развивающиеся научные подходы;

  • вовлеченности всех сотрудников вуза;

  • требованию непрерывного улучшение качества;

  • ответственности за качество у каждого сотрудника вуза.

               Информационных систем СМК ВУЗа, отвечающих всем требованиям, в настоящее время практически не существует. Все подходы к организации такой системы базируются на адаптации существующих систем управления качеством, что является вполне обоснованным с точки зрения общих принципов СМК стандартов ISO и TQM.
               В связи с этим, решение задачи создания интегрированной информационной системы управления качеством ВУЗа целесообразно проводить на базе готовых ЕRP систем, например, таких как 1С Предприятие. Конфигурации "Управление качеством" или на базе более мощного программного продукта фирмы АВРО-БУС "СЛУЖБА КАЧЕСТВА, V.2.0"" для 1С: Предприятие с учетом следующих рекомендаций:

  • Совершенствование системы документооборота, сопровождающего учебный процесс;

  • Введение поддержки графического представления процессов (диаграммы IDEF0);

  • v Совершенствование презентационные средства (диаграммы, графики, сводные таблицы показателей качества по процессам) для каждого процесса;
  • Автоматизированный расчет и согласование показателей качества процессов;

  • Многопользовательский режим работы с единой базой документов, сопровождающих учебный процесс;

  • Разработка модулей интеграции с внешними базами данных.



Источник: промежуточный отчет УлГУ "Разработка нормативно-организационной и программно-технологической системы менеджмента качества университетского комплекса", аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.